1. 1

    1
  2. 2

    2
  3. 3

    3
  4. 4

    4
  5. 5

    5
  6. 6

    6
Главная \ Публикации и методики \ Методики проведения проектных мероприятий \ Методика тренинга по волонтерству и социальной активности

Методика тренинга по волонтерству и социальной активности

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА ПО
ВОЛОНТЕРСТВУ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 Цель:

  • содействие развитию  гражданской активности,
  • развитие волонтерства в подростковой и молодежной среде
  • знакомство с НКО и их ролью в государстве и защите интересов граждан.

Целевая группа:

Дети и молодежь

Задачи:

- Познакомить целевую группу со структурой государства, третьим сектором и ролью НКО в развитии гражданского общества

- Информировать детей о волонтерском движении

- Развивать правовую культуру,  познавательную  и социальную активность.

- Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

- Закрепить знания, полученные во время тренинга.

Продолжительность : 3 часа

Тема 1. ТРЕТИЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВА

Ведущий: - Давайте поговорим о … вашем будущем.  Кто-то из вас станет менеджером, врачом , учителем, строителем, журналистом или бухгалтером. Кто-то будет А кто-то поступит на государственную службу -  станет судьей, полицейским, дипломатом, чиновником , а может , министром, депутатом, или даже президентом. А кто-то посвятит свою жизнь служению людям, защите их прав и интересов. Но кем бы вы не стали, вы с детства должны понимать, что такое ГОСУДАРСТВО и кто вы – для государства.

И Что такое ПРАВА ЧЕЛОВЕКА  и что нужно делать, чтобы эти права не нарушались. ( Слайд шоу с вопросами)

Дискуссия по слайд-шоу . Ребята высказываются об увиденном на фотографии. Делают свои предположения о нарушенном праве и о том, что заставило граждан принять участие в акции. При наводящих вопросах ведущего участники обсуждают права граждан, в том числе на общественные объединения, на митинги, акции и правилах их проведения.

Дискуссия на тему: КТО может и должен защитить права этих граждан?

Ведущий: - Давайте посмотрим на структуру ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

Фактически наше гражданское общество можно разделить на три основных сектора.

Первый сектор - государственный. Он включает органы законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, все виды предприятий и организаций, основанных на государственной форме собственности.

Второй сектор - коммерческий или бизнес- сектор. Это сектор негосударственных коммерческих фирм, действующих на основе рыночных законов.

Что же касается третьего сектора, то существуют как узкая, так и широкая трактовка этого понятия. Согласно узкой трактовке третий сектор - это сектор негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социально-значимых проблем общества.

Мы  остановимся на некоммерческом секторе.

 Кто из вас знает хоть что-нибудь о некоммерческих организациях?

Третий сектор  - это и есть НКО – т.е. все общественные объединения: формальные и неформальные, задача которых помогать людям защищать их права и интересы, в том числе ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ  на государство через письма,  пикеты, акции. Если суд, полиция, чиновники  т.е. представители государства нарушают ваши права ( а такое случается) либо не желают учитывать ваши интересы ( например, на чистый воздух, или на нежелание давать взятки, травить собак, несвежие продукты и т.д.) ВЫ НАЙДЕТЕ ЗАЩИТУ В НКО.  Закон о некоммерческих организациях передал часть важных полномочий по решению социальных, культурных, спортивных правовых вопросов именно НКО.

Таким образом, вы узнали, что некоммерческие организации, как следует из их названия, создаются не в целях извлечения прибыли, а для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Наглядно значимость роли НКО в глобальной экономике иллюстрируют следующие оценки:

  • некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду;
  • некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенный механизм мобилизации общественных ресурсов. В деятельности НКО участвуют 40 млн. человек. Это 4,4%, или каждый двадцатый в экономически активном населении. Из них 22,7 млн. человек, или 57% работают на условиях оплачиваемой занятости, а 18,8 млн. чел., или 43% – волонтеры. Высокий уровень добровольного труда в деятельности НКО доказывает, что эти организации способны привлечь к реализации социально значимой деятельности огромный общественный потенциал

Тема 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Волонтеры НКО. В основном это молодежь, школьники, студенты, участвующие в общественной жизни своего города, района, университета и школы. И об этом нам расскажут сами ребята.

Участники тренинга выступают со своими подготовленными презентациями о социальной активности, общественной деятельности, полезном досуге, участии в жизни школы, района, города, участии в социальных проектах, общественных мероприятиях.

Дискуссия на тему : для чего детей и молодежь нужно вовлекать в общественную жизнь, как лучше развивать социальную активность молодого гражданина.

Подведение итогов дискуссии. 

 Тема 3. ВОЛОНТЕРСТВО 

Выступление ведущего с рассказом о волонтерстве и об истории волонтерского движения

Задание 1 (на сплочение команд участников)

Для выполнения практических заданий участники разбиваются на команды

Упражнение «Коллективный счет». Инструкция. Сейчас мы с вами будем считать, но немного необычным способом. Когда я скажу «один», то со своего стула поднимется один человек, когда я скажу «два» — поднимутся двое и т.д., пока не встанут все. Есть несколько условий: нельзя договариваться между собой, нельзя подниматься по очереди, каждый должен подняться хотя бы один раз. Если встает больше или меньше человек, чем сказано, то мы начинаем все сначала.

 

Упражнение «Два стула». Инструкция. Вы плыли на корабле, и ваш корабль потерпел крушение. Вы из последних сил добрались до маленького острова, который состоит из этих двух стульев. Ваша задача: уместиться на этом острове всем классом так, чтобы каждому хватило места. На это у вас есть 30 секунд, в противном случае ваш остров накроет морской волной и он уйдет под воду.

 

Задание№ 2. Аббревиатура

Участникам (командам) необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше качеств, которыми должен обладать волонтер

В

О

Л

О

Н

Т

Е

Р

Задание№ 3

Лестница добрых дел. Задача в том, чтобы построить самую длинную лестницу из добрых дел, которые участники совершили за год. (Кто больше дел назовет, тот и получает баллы. Повторяться нельзя)

Задание № 4 Экологическое волонтерство

Команды должны объяснить, что такое экологическое волонтерство, привести примеры.

(добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем :  Волонтеры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (ООПТ):
 уборка мусора, установление аншлагов, ремонт инфраструктуры и др.; участвуют в общественной городской инспекции (занимаются вопросами недопущения незаконных вырубок деревьев, строительства, уплотнительной застройки, загрязнения воды, воздуха, почвы).  Эковолонтеры участвуют в благоустройстве дворов и улиц, сохранении родников, вылавливают мусор из рек и водоемов, очищают берега.

Задание № 5 Правила волонтерской дружбы

5.1  Закончить пословицы

1)Друзья познаются….(в беде)

2) Нет друга, так ищи, а нашёл….(береги)

3)Человек без друзей - что дерево… (без корней)

4)Старый друг лучше…. (новых двух)

5)Не имей ста рублей, а имей…. (сто друзей)

6) Дерево живёт корнями, а человек….. (друзьями)

5.2 перечислить как можно больше правил дружбы

1. Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить. 
2. Поддержи друга, если у него неприятности. 
3.Порадуйся вместе с ним его успехам. 
4.Не завидуй другу! 
5. Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. 
6. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться. 
7. Никогда не сплетничай о своих друзьях. 
8.Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. 
9.О достоинствах своего друга расскажи каждому. 
10.Всегда приходи на помощь и в трудную минуту к своим друзьям.

5.3  Музыкальный конкурс

Задача участников вспомнить как можно больше песен про дружбу и спеть

Задание 6. КРОКОДИЛ.

По человеку из команды. Ведущий показывает проблемы, где требуется помощь волонтера. Игроки мимикой объясняют их своим группам. Выигрывает команда, быстрее отгадавшая проблему.

- Выступление руководителя волонтерского клуба с докладом " Как стать волонтером" (документы и направления деятельности)

Тема 4. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

4.1. Просмотр учебного фильма о правах человека.

Перед фильмом ведущий задает каждому участнику вопрос: Что такое права человека?

В качестве закрепления материала о правах человека участники тренинга смотрят учебный фильм об истории прав человека.

4.2. Дискуссия.

Вопрос к учащимся:  Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, какие законы , программы, стратегии принять и стараться выполнить все намеченное, какие механизмы для этого нужны, какие созданы институты и структуры по защите прав детей.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать полиция, суд, прокуратура.  Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Если государственный сектор дал сбой в защите ваших прав, вы можете обратиться в НКО.

Дискуссия с наводящими вопросами от ведущего. 

5. Подведение итогов тренинга через викторину-тест по волонтерству.

Викторина – тест по волонтерству

 1. Первоначально слово «волонер» означало:

- человека, добровольно жертвующего деньги церкви 

- человека, добровольно отправляющегося в действующую армию 

- человека, добровольно принимающего участие в крестовых походах 

- человека, отказывающегося брать деньги за любую службу 

2. Первые богадельни и больницы для всех сословий, созданные на добровольные пожертвования под покровительством Церкви появились в:

- России в XVIII веке

- Древней Греции

- Франции в XVII веке

- Византийской Империи 

3. Официальной датой основания волонтерского движения считают:

- 1939 год

- 1945 год 

- 1920 год

- 1916 год 

4. В каком государстве возникло первое женское волонтерское движение?

- Великобритания 

- Российская Империя

- США 

- Франция 

5. Первая юношеская добровольческая организация - скауты. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 г. в Великобритании. В 1909 году скауты появились и в России. Какие слова стали лозунгом скаутов?

- «Всегда готов!» 

- «Ни одного дня без доброго дела!» 

- «Будь готов!» 

- «Спешите делать добро»

6. Знаменитая русская женщина-волонтер княгиня Мария Дондукова-Корсакова посвятила значительную часть жизни тюремному служению. В 1900-х годах она пыталась добиться права посещения политических заключенных в Шлиссельбургской крепости. Княгине было отказано. История сохранила ее ответ, после которого в 1904 году посещение крепости было разрешено. Что предложила Дондукова-Корсакова?

- амнистировать всех заключенных под ее ответственность 

- организовывать личные встречи с заключенными вне крепости под надзором полиции 

- арестовать ее саму

- отказаться от волонтерской деятельности в тюрьмах вообще 

7. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», - эти слова вполне могли бы стать лозунгом любой добровольческой организации. Кто автор этих слов?

- Б. Франклин

- Ф.Д. Рузвельт 

- Ф. Достоевский

- Л. Толстой

8. Человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью? (Волонтёр)

9. Кто может стать волонтером? (любой человек от 13 лет)

10. Слово волонтер произошло от французского слова,  которое в переводе означает…

Помощник

Ответственный

Доброволец

Активист

11. Назовите среднюю зарплату волонтёра.

(Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли)

12. Назовите, какое движение в пионерии стало основой для волонтёрской деятельности?

Тимуровское движение»)

13. Международный день добровольцев празднуется:

8 июня

1 июня

5 декабря

14. В какой документ фиксируется  деятельность волонтёра?

«Личная книжка волонтёра»