1. 1

    1
  2. 2

    2
  3. 3

    3
  4. 4

    4
  5. 5

    5
  6. 6

    6

Методика ролевой игры по защите прав сказочных героев

РОЛЕВАЯ ИГРА

«Иск к Карабасу Барабасу и защита прав сказочных героев»

Методика проведения игры.

(Авторские права принадлежат РОО «Регинцентр-Право»)

 

Тема:   основы гражданского образования, права ребенка, судебная защита, воспитание правовой культуры подростков, формирование установок толерантности.

Продолжительность : 3-4 часа

Количество участников: от 15 до 40 человек

Методика ролевой  игры «Иск к Карабасу Барабасу и защита прав сказочных героев» включает в себя возможность проведения нескольких сказочных судебных процессов в зависимости от конкретной задачи проведения каждой игры, возрастного состава,  видов прав, с которыми нужно познакомить целевую группу. Например, если перед целевой группой ставится задача по изучению положений Конвенции о правах ребенка, то с исками в игре выступают Буратино, артисты Театра Карабаса – Барабаса, Золушка, а если задача – знакомство детей с  принципами толерантности, то с исками в игре выступают Гадкий утенок, Чебурашка, Конек – Горбунок.

Сокращённый перечень прав ребёнка, которые изучаются в процессе ролевой игры «Иск к Карабасу Барабасу» (Конвенция о правах ребёнка).

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Таблица 1.  Перечень потенциальных истцов и ответчиков для ролевой игры по защите прав сказочных героев.

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Гуси-лебеди

 Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Ст.  34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Морозко

Право на труд

Право на справедливое  вознаграждение за труд

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Ст. 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

право на учёбу, развитие

ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право на свободу и свободный труд за вознаграждение,

Право на бесплатное образование.

защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

 Статья 17. Право на доступ к информации.

 Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Неприкосновенность жилища. Ст. 12

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

 Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Маугли

 

Ст. 6  каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

 Статья 28. Право на образование.

Золушка

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня

право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Право на семью

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

нарушено право на неприкосновенность жилища

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

На безопасность

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

 

право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.

право на неприкосновенность жилища

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

 

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.

 

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право свободного передвижения и выбора местожительства

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень изни.

Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

 

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право на личную неприкосновенность, жизнь

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Кот в сапогах

право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

право на свободу мирных собраний, свободу передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

 

Методика проведения ролевой игры.

Целевая группа делится на 6 команд: 

  1. Команда истцов - сказочных героев (среди которых есть модератор), права которых нарушены сказочным образом. Каждый из сказочных героев намерен обратиться в суд с исковым заявлением (жалобой), чтобы защитить свои права и законные интересы.  Сказочным героям – истцам для погружения в образ предлагается одеться в соответствующий костюм. Каждому выдается карточка с перечнем нарушенных прав, которые нужно защитить.

 

  1. Команда  ответчиков – сказочных героев (среди которых есть модератор), которые согласно сказочному повествованию, нарушали основные положения Конвенции о правах ребенка и действующее законодательство РФ. Ответчикам выдаются карточки с несколькими алгоритмами  действий  на выбор: все отрицать, либо обосновывать свои действия, либо подавать встречный иск, считая потерпевшим себя.

 

  1. Команда присяжных заседателей – жители сказочного города (среди которых есть модератор), призванные  выслушать стороны процесса, рассмотреть и оценить представленные доказательства, вынести решение (кто  и в чем виновен или оправдан). Каждому заседателю выдается карточка с перечнем положений Конвенции о правах ребенка, правилами сказочного судебного процесса, положениями тех законов, которые нарушили ответчики. Модератор – присяжный  ведет итоговое обсуждение согласно сценария. Присяжные  – участники ролевой игры имеют право принимать любое решении большинством голосов.

 

  1. Команда сказочного суда – три судьи ( среди которых есть модератор), судебный пристав, секретарь,  ведут сказочный процесс.  Каждому судье выдается мантия, молоток и карточка с перечнем положений Конвенции о правах ребенка, правилами сказочного судебного процесса, положениями тех законов, которые нарушили ответчики. Модератор – судья  ведет процесс согласно сценария. Судьи – участники ролевой игры имеют право задавать любые вопросы.

 

  1. Команда защитников (как истцов, так и ответчиков) - сказочные адвокаты сказочных из ПРАВОЗАЩИТНЫХ организаций (среди которых есть модератор). Каждому защитнику выдается карточка с перечнем положений Конвенции о правах ребенка, правилами сказочного судебного процесса, положениями тех законов, которые нарушили ответчики.

 

  1. Команда свидетелей (все остальные ребята, которые не вошли в предыдущие команды) – выступают в защиту как истцов, так и ответчиков. Свидетели в данной игре – простые участники, импровизаторы. Свидетелям предлагается список, из которого они сами выбирают себе роли тех или иных сказочных героев. Модератор им не помогает, он только передает суду и присяжным список распределенных ролей. Свидетели  сидят на скамейке «свидетелей» в зале заседания сказочного суда (в отличие от реального процесса) и вызываются, когда нужно подтвердить или опровергнуть факты обстоятельств дела, на которые ссылаются истцы или ответчики. Их задача – максимально помочь своему герою, но не перестараться, так как судья-модератор и защитник–модератор будут задавать разные вопросы, в том числе и каверзные, на предмет уличения свидетеля в ложных показаниях.

 

1 этап. Команды по группам обсуждают свои действия. Модератор «разогревает» возмущение  истцов и «подбивает» свою команду  жаловаться в суд.  Неподготовленные истцы врываются в судебное помещение и начинают безграмотно и эмоционально жаловаться. Однако натыкаются на стену непонимания суда. Суд отказывает возмущенным и ничего не понимающим истцам в рассмотрении их жалоб, а когда некоторые истцы начинают вести себя скандально, вызывает судебных приставов и выгоняет всех из зала суда. Суд требует соблюдения правил подачи исков, правил поведения в суде и доказательств, подтверждающих правоту потерпевших.

2 этап. Модераторы обсуждают ошибки с командами и разрабатывают новый алгоритм действий. Истцам предлагают написать исковые заявления или воспользоваться услугами защитника из сказочной юридической консультации. Заготовленные заранее надлежащим образом оформленные исковые заявления вручаются тем, кто обратился за квалифицированной помощью в правозащитную организацию. Затем истцы снова идут в суд. Суд не принимает исковые заявления у некоторых героев, разъясняя причины отказа. Остальные иски  принимаются к рассмотрению. Судебный процесс начинается.

3 этап. Судебный процесс по защите прав сказочных героевведется в режиме реального состязания команды истцов и ответчиков. Модераторы разъясняют ребятам – участникам не только их права, но и права их противников  в судебном процессе. Задача ответчиков – выкрутиться, ввести суд в заблуждение. (как это профессионально делает лиса Алиса). Либо предложить мировое соглашение (если дело явно пахнет жареным). Есть и другой способ уйти от  ответственности. Например, ответчик Карабас Барабас подает встречный иск о рейдерском захвате его театра. И пытается разжалобить присяжных, рассказывая, как его лишили бизнеса, избили и обокрали.  Все сказочные герои имеют право на защиту. Задача присяжных – осудить зло. Герои, совершившие правонарушения и противоправные деяния, должны осознать неотвратимость  наказания и понести ответственность, включая компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб. Сказочный суд должен защитить все права сказочных героев.

4 этап. Итоговое обсуждение результатов игры, а также тех знаний , навыков, которые участники получили.