1. 1

    1
  2. 2

    2
  3. 3

    3
  4. 4

    4
  5. 5

    5
  6. 6

    6

Методика тренинга по толерантности

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

 

по формированию толерантности и профилактике агрессивной ксенофобии в подростковой среде

 

Цель:

Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

 

Задачи:

  1. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  2. осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  3. развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  4. формирование позитивного отношения к своему народу;
  5. обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  6. развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
  7. развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  8. обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

 

Продолжительность  - 3 часа.

 

ТЕМА №1.  ДОМ 2

 

Структура тренинга :

 

Тренинг проводится в виде ролевой игры в формате известной молодежной телепередачи «Дом-2» и  состоит из трех частей:

Часть 1. Разминка.

 Включает в себя упражнения, задания, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности:

 

Упражнение 1. «Приветствия»

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

-       сложить руки (как в молитве) на уровне груди и поклониться (Япония);

-       потереться носами (Новая Зеландия);

-       пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

-       крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

-       показать язык (Тибет);

-       очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

-       обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

                                                                                      

Упражнение 2. «Чем мы похожи».  Участники ищут  сходство окружающих с собой.

 

Упражнение 3. «Черты толерантной личности». Путем заполнения опросника участники делят  друг друга  на толерантных и интолерантных. 

 

 

Часть 2 . Основное содержание занятия.

 

Эта часть включает в себя ролевую игру, помогающую понять и усвоить главную тему занятия, и  упражнения, задания, способствующие закреплению материала, полученного в результате ролевой игры.

 

1 этап. Ролевая игра проводится на открытой площадке. Участники размещаются по кругу на скамейках или бревнах. Ролевая игра проводится в формате известной телепередачи ДОМ 2х2, где разыгрывается ситуация выбора кандидата на выбывание. Участникам представляют 4-6 кандидатов на «выбывание со стройки будущего общего дома »  - по аналогии с этой известной телепередачей.  Кандидаты, которых играют подготовленные «игроки», «сами люди не местные», разных национальностей, из разных стран, с разным культурным и образовательным уровнем, рассказывают свои истории. Некоторые «совсем плохо» говорят по-русски. Они рассказывают о себе, описывая разные ситуации, в которые попали, живя в доме-2 .

 Участники тренинга должны решить,  кого оставить на стройке будущего совместного дома, а  кого уволить,  и по каким причинам. Ведущий наводящими вопросами ставит перед участниками вопросы и проблемы трудовых мигрантов, нелегальных мигрантов.

По окончании обсуждения ведущий проводит голосование на выбывание кандидатов.

Обсуждение итогов «отбора» включает обсуждение негативного отношения к мигрантам и его причин, обсуждение проблемы ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, дискриминации по национальному признаку.

 

2 этап посвящен разбору понятия «толерантность», знакомству с основными принципами толерантности. Ведущий знакомит участников с историей принятия и основными положениями Декларации о принципах толерантности. Затем проводятся упражнения для закрепления материала.

 

Упражнение 4  «Что такое «толерантность»?

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, прикрепленные перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним. В процессе обсуждения ведущему необходимо обратить внимание на следующие моменты: понятие «толерантность» имеет множество сторон, каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

 

Упражнение 5. «Культурные нормы»

Ведущий выбирает нескольких человек и попросит их отойти. Они станут «иностранцами» (активные участники группы или лидеры). В это время ведущий знакомит группу с правилами:

  1. Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой (если человек нарушает это правило - его надо игнорировать);
  2. Закончив разговор, нужно высунуть язык (если человек нарушает это правило - ему говорят «ты - самый скучный зануда»);
  3. Никто не имеет право садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты (если человек нарушает это правило - его исключают из игры);

Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара ставится посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Ведущий просит группу не рассказывать «иностранцам» о правилах, пока те их не нарушат.

Ведущий впускает «иностранцев». Дает всей группе задание. Каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.

Спокойно следите за происходящим. Если «иностранцы» будут жаловаться, надо отвечать «таковы правила».

После упражнения участникам можно задать следующие вопросы:

  • объяснить, что «задание», которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее «правила» и столкновение с ними «иностранцев».
  • попросить каждого из «иностранцев» рассказать, что с ним происходило после входа в комнату;
  • быстро ли они поняли, что есть какие-то правила?
  • попытались ли они их выяснить, или стали интервьюировать других «иностранцев»?
  • что они чувствовали и делали, когда их игнорировали?
  • было ли им обидно, когда их обзывали?
  • удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?
  • понравилось ли группе соблюдать «правила» и скрывать их от «иностранцев»?
  • есть ли правила в реальной жизни?
  • были ли чем-то полезны правила в классе?
  • всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?
  • кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?
  • почему в разных культурах эти правила отличаются (приведите примеры)?
  • как мы относимся к тем, кто нарушает эти правила?
  • всегда ли это заслуженно?
  • кто не знает правил реальной жизни (если группе необходима помощь, приводит примеры)?
  • что мы можем для них сделать?

 

Упражнение 6. «Волшебная лавка».

Участники выясняют,  каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

 

Упражнение 7. Толерантность в литературе .

Участники тренинга приводят литературные примеры, в которых так или иначе затронута тема толерантности.

 

 Часть 3. Завершение занятия.

 

В конце тренинга  участники делятся своими чувствами, впечатлениями, мнениями, можно поговорить о своем настроении.

Кроме того, на любом этапе  тренинга можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

  1. Что вы сейчас чувствуете?
  2. Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
  3. Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
  4. Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

 

Итоговое упражнение  «Собери чемодан»

 

Перед тем как завершить работу группы, ведущий дает задание каждому участнику группы «собрать свой чемодан». Далее указывает, что содержимое чемодана у каждого будет особым.  Туда закладываются основные мысли по прошедшему занятию. Каждый из участников тренинга презентует свой вариант содержимого чемодана.

 

ТЕМА №2. «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА»

Ведущий - Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному.  У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ  делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые… У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.  Изучать культуру и быт народов мира – это не только увлекательно и интересно, но и полезно, ведь именно в разнообразии народов на земле хранится источник мудрости и доброты.

А я вам раскрою одну тайну! Именно она поможет нам с вами познакомиться с  разными народами мира! Готовы!? Тогда слушайте…

«Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить  о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, - мы их называем «ИГРЫ»!

И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои  игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

И вот сегодня я хочу познакомить вас с пятью удивительными народами мира, которые проживают в разных странах, у каждого народа своя особенность и своя религия: - Россия (христианство), Китай (буддизм), Индия (индуизм), Израиль (иудаизм), Азербайджан (ислам).

Игра 1. АЗЕРБАЙДЖАН

«Достань шапку»

Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары –  в полуприсядя, пятые пары продвигаются глубоком приседе.

Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При Продолжении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.

 

Игра 2. ИЗРАИЛЬ

«Найди афикоман»

В эту игру играют еврейские дети в Пасхальный вечер. Ведущий  берет один листок мацы  (хлеба, бумаги) и разламывает его на две части. Меньший кусок называется афикоман. Ведущий прячет афикоман за спиной у одного из игроков. Игроки стоят руки за спину и незаметно передают афикаман друг другу. Водящий должен угадать, у кого в руках афикоман. Тот, у кого оказался афикоман, становится водящим.

 

Игра 3. ИНДИЯ

«Аист и Лягушка»

В эту индийскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо разбросать листы бумаги по полу – это будут кочки. Пол между островами – вода.  Игроки выбирают одного ведущего-"аиста", а остальные все игроки становятся "лягушками".

Правила игры “Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу".  "Аист" должен ходить по кочкам и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “кочки” на “кочку”, но не может заходить в “воду”. Пойманная "лягушка" - становится “аистом”.

 

Игра 4. КИТАЙ

 «Поймай дракона за хвост!»

В игре принимают участие как минимум восемь человек. Они должны построиться друг за другом таким образом, чтобы правую руку положить на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто впереди стоит, – голова дракона, а последний – его хвост.

Правила игры. Суть этой подвижной игры заключается в том, что голова дракона ловит себя за хвост. Шеренга постоянно находится в движении, тело следует за головой. Голова пытается схватить последнего игрока. При этом шеренга не должна разрываться. Участники игры на стороне хвоста не позволяют голове хвост ухватить. Однако если голова себя ухватит за хвост, то игрок, стоящий последним в шеренге, идет вперед и становится головой, а игрок, бывший предпоследним в шеренге, становится новым хвостом.

 

Игра 5. РОССИЯ

  1. 1.     «Ручеек»
  2. 2.     Колечко, колечко, выйди на крылечко

 

Игра 6. СТРАНЫ БАЛТИИ

 «Рипка»

Молодежная спортивная игра, популярная в странах Балтии. Она напоминает игру футбол. Игроки делятся на две команды, выбирают вратарей и судью. Вратари расходятся на 3 метра друг от друга и делают из своих ног, поставленных на ширину плеч, ворота. Вместо мяча – конфетная обертка (купюра, шарик и т.д.) , которую надо задуть в ворота. Два игрока из разных команд становятся на коленки друг напротив друга. Судья сбрасывает «мяч». Игроки стараются задуть его в ворота. Ворота не могут шевелить ногами и двигаться. Как только мяч попадает в одни из ворот, игроки меняются. Выигрывает команда, забившая больше всего голов.

 

Игра 7. АФРИКА

 «Монетный двор»

В некоторых странах Африки дети и взрослые любят играть в «Монетный двор».

Игроки кладут на кокос (пластиковый стаканчик) монетку. За кокосом чертят линию. Игроки стоят на расстоянии двух метров от кокоса и по очереди своей монеткой стараются сбить монету на кокосе. Однако лишь сбить ее недостаточно — монета должна упасть за линию. Кому это удается выполнить, получает очко. Очки подсчитывают после десяти туров. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

 

Игра 8. ГЕРМАНИЯ

«Пожарная команда»


Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, бараба­на). Как только музыка замолкает, игроки должны поло­жить на стул, около которого остановились, предмет одеж­ды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сиг­нал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

 

Игра 9. ЯПОНИЯ

 «Прожорливый самурай»

Игроки делятся на две команды. Им выдаются палочки (карандаши). На тарелку для каждой команды  высыпается угощение (бумажки). Нужно переложить его на другую тарелку.  Кто быстрее закончит, тот и победил.

 

Игра 10. БЕЛОРУССИЯ

«Потяг»


Ход игры: участники игры делятся на две равные груп­пы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образу­ют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники - «за­водные». Став друг против друга, «заводные» так же берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь ими разорвать цепь противника, или пе­ретянуть ее за намеченную линию.
Правило: тянуть начинают точно по сигналу.

 

 

 

 

Игра 11. АРГЕНТИНА

«Поезд»

Играют 7 и более человек. Нужен свисток (Или водящий будет кричать ту-ту).

Каждый игрок строит себе депо: становится на бумажку. В середине площадки стоит водя­щий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно сви­стит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

 

Игра 12. КОНГО

 «А ну-ка повтори!»


Играют четыре и более человек.

Ход игры: игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает но­гой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движе­ния. Если игрок ошибается, то водящий занимает его мес­то, а игрок становится водящим. Если одновременно оши­бутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто зай­мет его место.

Игра 13. ТУРКМЕНИЯ

«Ягульга - таусмак»


«Достань платок» - вот что это означает в переводе с туркменского. Из названия игры уже во многом ясен ее смысл. Платок подвешен на палке. Можно встать на стул и поднять руку. В общем, надо так устроить, чтобы платок можно было поднимать выше и выше.

Игра начинается - платок можно достать, лишь слегка подпрыгнув (с разбега). Это всем удается. Новый заход, пла­ток подняли повыше - тут уж придется очень постараться, чтобы дотянуться до него. С каждым разом задача все слож­нее, и вот уже для кого-то платок недосягаем. В конце кон­цов останется один, кому удалось подпрыгнуть выше всех...

Игра 14. ЕГИПЕТ

 «Укус змеи»


Играют более двух человек.

Ход игры: Все встают по кругу. Один игрок прыгает в круг, остальные окружают его, встав на колени. Они стара­ются схватить прыгающего игрока в кругу за ноги. Кому это удается, тот меняется с игроком в кругу местами.

 

Игра 15. БОЛГАРИЯ

«Народный мяч»

Играют на волейбольной площадке без сетки две команды по 10 - 15 человек. Каждая располагается на своей половине площадки, а по одному игроку посылают на половину противника. Мяч вводится в игру броском. Если игрок одной команды ловит его, он бросает его на половину другой команды, стараясь попасть в игрока противника. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры. Если он ловит мяч на лету, то ответный броском старается попасть в противника. Так меняется порядок бросков, и число выбывших растет. Команда, выбившая всех противников, выигрывает. Роль стоящего позади игрока — поднимать и передавать своей команде мяч, выкатившийся за пределы площадки. Этот игрок может ввести противника в заблуждение. Брошенный ему через площадку мяч он может отбросить своим партнерам для более удачного броска. Однако сам вы бить противника он не может.

 

Игра 16. ВЕНГРИЯ

Круговая лапта

Вокруг площадки диаметром 15—20 м располагается команда подающих. Вторая команда – «прячущихся» занимает место внутри круга. Два главных игрока, выбранные жеребьевкой для каждой команды, берут два одинаковых камня, один помечают и одновременно их подбрасывают. Чей камень упадет раньше, тот выбирает первым. Это жеребьевка повторяется до тех пор, пока не сформируются две команды.

Каждый член подающей команды стоит на линии круга у своей лапты (положенный на землю или воткнутый кусок дерева). Самый ловкий подающий, у него лапта большего размера (главная лапта), руководит игрой. «Прячущиеся» стоят в кругу и следят за подающими.

Члены обеих команд стараются выбить друг друга. Первый подающий бросает мяч второму подающему (мяч тряпичный или кожаный, набитый волосом), по возможности главному. Тот пытается попасть в игрока «прячущейся» команды мячом. Если это удается, он выходит из круга. Если нет, «прячущиеся» стараются завладеть мячом и вы бить кого либо из «подающих. Они могут передвигаться внутри круга, но «подающим» не разрешается сходить, со своих мест.

Пытаясь ввести в заблуждение «прячущихся», они передают мяч друг другу.

Если выбивают главного подающего, его заменяет другой игрок, т. к. без главной лапты игра продолжаться не может. Иногда в конце игры на месте остается лишь главный подающий. Он теперь может «крутиться», то есть бегать от лапты к лапте независимо от того, есть у него мяч или нет. Если он останавливается у лапты, его нельзя выбить. Это можно делать лишь во время перебежки.

Если мяч вне круга — «зажигают» свечу, т. е. игрок бросает мяч вверх. Тот, кто его поймает, продолжает игру за свою команду.

Выигрывает команда, выбившая всех игроков противника.

«Один в круге»

Играют 5 и более человек.
Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится по­середине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но ста­раются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч по­пал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.

 

Игра 17. ГРУЗИЯ

«Лело»

Смысл игры в том, что бы участники смогли донести мяч до линии противника, расположенной на противоположной стороне поля, которое по-грузински и называется лело. Со времени возникновения игры менялось число игроков, размеры игрового поля, размер мяча, но суть игры оставалась прежней. В современном варианте играют две команды, каждая численностью до 15 человек на поле длиной 150-300 м и шириной 70-100 м. Величина мяча 60- 70 см по окружности, вес 2- З кг. Набит мяч шерстью или волосом. Перед началом игры участники располагаются в круге (диаметр 10 м.) в центре поля. Мяч можно бросать, нести на руках и ударять ногами. Правилами игры запрещается захватывать игроков без мяча, наносить удары и допускать грубость. Лело — спортивная игра для взрослых всех возрастов. Развивает ловкость, быстроту мышления, реакцию, выносливость.

 

Игра 18. ТАДЖИКИСТАН

«Баландварак»

Игра популярна среди подростков. Играют обычно на склоне холмов. Участники выстраиваются парами в колонну. По команде ведущего каждая пара по очереди прыжками поднимается на холм, плотно соединив обе ноги. Выигрывают те, кому удается в таком положении одолеть прыжками большее расстояние.

Прыгавшие стоят на определенном расстоянии друг от друга. Выигравшие в парах могут соревноваться между собой. Игра развивает физически, закаляет, воспитывает терпение и выносливость.

 

Игра 18. ТАНЗАНИЯ

«Африканские салки по кругу»


Играют 10 и более человек.


Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом - за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водя­щим.

 

Игра 19. БРАЗИЛИЯ

«Больная кошка»


Играют более пяти человек.   

               
Ход игры: один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запят­нали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следу­ющий круг.

 

Игра 20. УЗБЕКИСТАН

«Канатаходцы»


Играют 5 и более человек.


Ход игры: на площадке ребята чертят прямую линию длиной 6 - 10 м. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ре­бята, которые сойдут с черты - «слетят с каната». Правила следующие:
1. Один из игроков следит за «канатоходцами».


2. Тот, кто сошел с «каната», становится наблюдателем.

 

Игра 21. СУДАН

«Буйволы в загоне»


Играют 10 и более человек.


Ход игры: игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача - выр­ваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, под­няв вверх руки. Грубые приемы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удается, буйволами становятся те иг­роки, которые не сумели сдержать их.

 

Игра 22. ЙЕМЕН

«Игра в молотилку»


Играют 6 и более человек.


Ход игры: игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в кру­ге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные ло­шадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он во­дит.

 

Игра 23. АВСТРИЯ

«Найди платок»


Играют четверо и более человек. Нужен платок.
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмеча­ют. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если го­ворит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» - в непосредственной близости от него, «огонь» - тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрады­вается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.

 

Игра 24. АФГАНИСТАН

«Лев и коза»


Играют 10—20 человек. Нужны маски льва и козы.
Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри кру­га, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играю­щие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, за­держивают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

Игра 25. КАНАДА

«Тяни за голову»


Играют два человека. Нужен длинный шарф.
Ход игры: ива человека встают на четвереньки лицом друг к другу и завязывают через обе головы шарф. Оба игрока ползут назад, стараясь тащить за собой противника. Руки и колени при этом должны оставаться на земле. Выигрывает тот, кто на порядок перетянул противника в свою сторону. Проигрывает игрок также и тогда, когда у него соскальзы­вает с головы шарф.

Игра 26. ЛАТВИЯ

«Балтени»


Играют пять и более человек. Нужна палка.
Ход игры: игроки ложатся на траву лицом вниз (по кругу голова к голове) и закрывают глаза. Водящий бросает балтени - обтесанную палку длиной 50 см - в кусты или заросли так, чтобы ее не сразу можно было найти. По сигналу водя­щего все быстро вскакивают и бегут искать палку. Тот, кто нашел ее первым, становится водящим.

 

Игра 27. ШВЕЙЦАРИЯ

«Доброе утро, охотник»


Играют 10-15 человек.


Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотни­ка, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он при­касается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, повора­чивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

 

Игра 27. УКРАИНА

«Хромая уточка»


Играют 5 и более человек.


Ход игры: обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произволь­но на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солн­це разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить дру­гих. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточ­кой».


Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнув­ший за пределы площадки, считается осаленным.

 

Игра 28. АРМЕНИЯ

«Статуя»


Играют 5-20 человек.


Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы вы­ходят за пределы поля, а убегающие свободно располагают­ся на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный дол­жен тут же остановиться (замереть на месте), в том положе­нии, в котором его осалили. Того, кто замер, может «осво­бодить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают но­вых ловцов, и игра продолжается.

Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладо­нью любого места тела, кроме головы.


Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пре­делы поля, считается выбывшим из игры.