ПРАВОГРАД
Проект "ПРАВОГРАД" :
защита и социализация выпускников интернатов через ролевые игры, тренинги, квесты, формирующие правовую культуру и социальную ответственность.
Победитель Президентского конкурса социально-значимых программ НКО в 2021г.
с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества,
предоставленного Фондом президентских грантов
Защищать конституционные права ребенка - обязанность государства и гражданского общества. Защита прав детей – не только в защите несовершеннолетних в судах или местах заключения, но и в создании условий, при которых дети не будут совершать преступления. Защита прав и свобод человека начинается тогда, когда заканчивается правовая безграмотность. Правовое просвещение необходимо начинать с детства. По данным Генпрокуратуры РФ до 40 процентов выпускников интернатов и детдомов становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь. С одной стороны, согласно Конвенции о правах ребенка и законодательства РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, инвалиды и дети с ОВЗ нуждаются в особой социальной защите и заботе. Но с другой стороны постоянная опека приводит к социальной неадаптированности при выходе из интерната во взрослую жизнь. Длительное проживание в интернатном учреждении затрудняет формирование у "интернатных детей" необходимых социальных навыков. Практика показывает, что такие "трудные" подростки дезориентированы в правовом и общественном пространстве. Незнание и неуважение прав других людей является первым шагом к асоциальному поведению в будущем. Наш проект направлен на защиту и социализацию выпускников интернатных учреждений через тематические тренинги, формирующие правовую культуру и социальную ответственность. В профилактической работе с трудными подростками важно не упустить время. На стадии, когда у личности формируются устойчивые взгляды и привычки, успех может быть достигнут легче. Мы разработали такой интерактивный формат тренингов по социализации и правовому ликбезу, который с интересом воспринимается подростками. Ролевые игры в виде судебных процессов по защите прав сказочных героев, событийно-образовательный квест «Путешествие в Правоград» - проводятся с участием команды "актеров" - волонтеров нашей организации. Исполняя роли, согласно сценария, «актеры» создают «спорные» ситуации, незаметно вовлекая подростков к активному участию на стороне защиты, обвинения, присяжных заседателей, провоцируют на ошибки с целью их дальнейшего разбора. Прожив роль "сказочного" обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, судьи, адвоката, полицейского, присяжного, каждый участник ролевой игры получает настоящий жизненный опыт, который поможет ему в настоящей жизни. Узнав о системые правоохранительных органов, способах защиты прав и интересов граждан, о законах и ответственности за их нарушения, несовершеннолетние участники проекта уже в реальной жизни учатся будут уважать права других, соблюдать закон и не совершать преступлений.
Целевые группы проекта:
- Дети и подростки
- Воспитанники детских домов, интернатов для детей с ОВЗ, реабилитационно-образовательных социальных учреждений
Цели проекта:
- Профилактика деструктивного поведения подростков и детской преступности через правовое просвещение , формирование правовой культуры.
- Социализация выпускников интернатов через формирование социальной ответственности
- Продвижение социального волонтерства в молодежной среде
Задачи проекта:
Задача №1: Познакомить целевую группу с правами человека , обучить механизмам реализации и защиты прав и свобод , научить противостоять асоциальным явлениям через ролевые игры в формате "судебных процессов", сформировать уважение к правам человека и закону.
Задача №2: Познакомить целевую группу с основами государства и права, сформировать гражданское правосознание, воспитать социально-ответственное поведение через тематические квесты, интерактивные тренинги
Задача №3: Организовать информационное обеспечение проекта и провести онлайн мероприятия проекта с помощью создания и обеспечения регулярной работы сайта проекта
Задача №4: Сформировать и обучить команду волонтеров для проведения проектных мероприятий в интернатах Москвы и Московской области
Межрегиональный конкурс «Правоград»
по правам ребенка и развитию
социальной активности
В рамках реализации Президентского социально значимого проекта «Правоград : правовое просвещение детей и подростков через ролевые игры, квесты, тренинги, формирующие правовую культуру и ответственность» - с 01.02.2021г. по 30.06.2021 г. был организован и проведен Межрегиональный конкурс «Правоград», который состоял из 4-х этапов и включал 5 конкурсных номинаций по правам ребенка и развитию социальной активности:
1.КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ «За права ребенка»
2 КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ «Выбираю дорогу добра»
3. КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ «Гармония разнообразия»
4. КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ «Арт-волонтеры - за права детей»
5. КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ «Я знаю Конвенцию о правах ребенка»
Конечными целями и задачами конкурса являлись:
- профилактика деструктивного поведения подростков и детской преступности через правовое просвещение, формирование правовой культуры.
- содействие гражданскому образованию и воспитанию детей и молодежи, формирование социальных, гражданских, нравственных жизненных ориентиров
- развитие познавательного интереса к изучению прав человека, прав ребенка, прав человека
- продвижение социального волонтерства среди детей и молодежи.
- профилактика агрессивной ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, экстремизма в подростковой среде.
Было разработано «Положение о конкурсе Правоград», которое мы разместили на сайте проекта. Каждая из пяти номинаций конкурса включала в себя одно или несколько интерактивных заданий, выполняя которые, юные участники конкурса самостоятельно изучали Конвенцию о правах ребенка, а также задавались вопросами: что это такое – права ребенка, почему дети совершают преступления и что нужно сделать, чтобы они их не совершали, кто такие волонтеры и какие добрые дела можно сделать для своего интерната, школы, улицы, поселка, города.
Команда волонтеров проекта распространяла информацию о конкурсе через своих сверстников и соцсети. Была организована рассылка и обзвон интернатов и детских домов, с руководством которых затем мы непосредственно общались по телефону. Дело в том, что из-за пандемии коронавируса многие подмосковные интернаты ограничили посещения своих учреждений. Поэтому мы активизировали с ними работу в формате онлайн.
Конкурсные мероприятия проводились в онлайн и офлайн формате. В конкурсных номинациях принимали участие как коллективные, так и индивидуальные участники. Всего, в 5-ти конкурсных номинациях приняло участие более 600 человек.
Лучшие конкурсные работы были размещены на сайте проекта.
ТРИ ЭТАПА
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПРАВОГРАД»
1 ЭТАП КОНКУРСА продолжался с 01.02.2021 г. по 14.03.2021 г. и включал в себя два конкурса в рамках Номинации «За права ребенка» :
Первый - Конкурс плакатов и рисунков на одну из тем: «Я знаю свои права» и « Защита прав сказочных героев».
Участники самостоятельно изучали Конвенцию о правах ребенка и художественно интерпретировали ее положения . Любители и знатоки сказок вспоминали и изображали ситуацию из детской сказки, мультика, где сказочного героя обидели, обманули, похитили, съели или нарушили другие права, в том числе на жизнь, достоинство, доброе имя, физическую неприкосновенность и т.д. И изображали «правонарушение» на рисунке или плакате.
Второй конкурс в Номинации 1 «За права ребенка» включал в себя эссе, статью, сочинение или рассуждение участника на одну из тем: о проблемах нарушения прав детей, о необходимости знания детьми своих прав, о детской преступности и причинах, почему некоторые дети совершают преступления.
7 марта 2021 года в Московской области в ДДО Непецино состоялась Презентация конкурсных работ – рисунков и плакатов на темы : «Я знаю свои права» и « Защита прав сказочных героев». Юные художники не только демонстрировали свои творческие таланты, но и проявляли правовую грамотность, социальную активность и ответственность. Участвуя в обсуждении «правонарушений» сказочных героев, дети и подростки использовали аналогии прав детей из Конвенции о правах ребенка.
Всего в Номинации «За права ребенка» приняло участие 246 человек. Это оказалась самая популярная номинация.
2 ЭТАП КОНКУРСА продолжался с 14.03.2021 г. по 20.05.2021 г. и включал в себя два конкурса в Номинации «Арт-волонтеры - за права детей»:
Конкурс "Арт - волонтерство" на лучший видеоролик, презентацию, рассказ о проведении концертов, выставок, других творческих мероприятий для ветеранов, пожилых людей, в детских домах, больницах, для своих педагогов, воспитателей, сверстников, соседей по дому, улице, поселку . Принимались любые отчеты о своем творчестве, которое юный арт-волонтер подарил людям.
Конкурс на лучшее выступление агитбригад «За добрые дела» и «В защиту прав ребенка», творческие, интерактивные номера на тему о правах ребенка, о волонтерах, а также художественная интерпретация следующих статей Конвенции о правах ребенка:
Статья 1. Ребенком является человек до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, убеждений, достатка.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 16. Право на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Право ребенка-инвалида на помощь и защиту государства
Статья 24. Право на медицинскую помощь и лечение
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг, творчество, развитие.
Статья 32. Право на защиту от эксплуатации и от опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми, совершившими преступления.
14 марта 2021 года в Москве во Дворце творчества им. А.П.Гайдара состоялась презентация нашего Проекта «Правоград» для учащихся московских интернатов и школ и прошли мероприятия в рамках 2-го этапа Межрегионального конкурса Правоград. На широком экране концертного зала Дворца творчества им. А.П.Гайдара была проведена «Онлайн-выставка Правоград» из слайдов лучших конкурсных работ : плакато и рисунков на темы : «Я знаю свои права» и « Защита прав сказочных героев».
Формат онлайн позволил продемонстрировать максимальное количество присланных ребятами работ, потому что почти все рисунки и плакаты были замечательными и трудно было отобрать лучшие.
Арт-волонтеры и творческие коллективы языком искусства продемонстрировали конкурсные номера, интерпретирующие статьи Конценции о правах. И это было захватывающее зрелище. Дети и подростки, а также их педагоги, сидящие в зале, не только оценили творческий потенциал участников, но и узнали много нового в области прав ребенка и волонтерства. Таким образом мы открыли новый формат развития социальной активности и повышение правовой грамотности детей и подростков: красота спасет мир, а сила искусства – защитит права детей.
После проведенной презентации и арт-волонтерских выступлений в номинации «За права детей» значительно увеличилось количество участников конкурса среди творческой молодежи: учащихся московских интернатов и школ стали активно присылать нам свои работы. Всего в номинации «Арт-волонтеры - за права детей» приняло участие 117 участников : детские творческие коллективы, студии танцев, музыкальные группы, театры, клубы, литературные кружки.
3 ЭТАП КОНКУРСА продолжался с 01.04.2021 г. по 30.05.2021 г. и включал в себя два конкурса в Номинациях "Выбираю дорогу добра" и "Гармония разнообразия".
Участники конкурса номинации "Выбираю дорогу добра" представили свои презентации на тему: «Социальная и творческая активность, ее значимость в жизни молодого поколения», в которых не просто рассказали о своей общественной работе в школе, по месту жительства, досуга , а также доказали ее важность, значимость. Презентации были представлены в электронном виде. Кроме того, в этой номинации ребята присылали свои селфи, эссе и репортажи, в которых не только призывали «За добрые дела», но и своим примером показывали, как легко и весело творить добро
Дети имеют право жить в чистой, незагрязненной окружающей среде. Необходимо беречь разнообразие природного и животного мира. Очень часто люди, пережившие какие-то проблемы, более чутко реагируют на проблемы других. Именно поэтому в номинации "Гармония разнообразия" особенно активно участвовали московские и подмосковные интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они прислали нам потрясающие плакаты на тему эхо планеты. В трех интернатах был проведен командный ЭкоКВЕСТ. А в рамках Экологической акции «Моя зеленая планета» все коллективные участники - учащиеся школ и воспитанники интернатов, - самостоятельно проводили экологические акции на собственной или прилегающей территории: собирали батарейки и макулатуру, вешали скворечники и кормушки, проводили уборку парков, скверов, аллей от мусора, благоустраивали эко-зоны на своих пришкольных территориях. А нам присылали свои удивительные презентации о добрых делах.
Всего в номинациях "Выбираю дорогу добра" и "Гармония разнообразия" приняло участие 180 участников из 5 интернатов для детей с ОВЗ, 7 московских и подмосковных школ, 3 досуговых клубов для детей и подростков.
Номинация «Я знаю Конвенцию о правах ребенка» проводилась в течение всего периода реализации проекта : с 01 февраля по 30 июня.. Это был достаточно сложный конкурс, но интересный для тех, кто решил связать свою будущую профессию с правом, например, для будущих судей, адвокатов или прокуроров. Участники онлайн решали сложные правовые вопросы, используя «взрослый» текст Конвенции о правах ребенка и Конвенцию о правах детенышей, написанную детским писателем Григорием Остером. Количество участников этой номинации – 72 человека.
4 ЭТАП - ФИНАЛ КОНКУРСА.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.
4 ЭТАП КОНКУРСА продолжался с 15.05.2021 г. по 30.06.2021 г. и включал в себя финальные мероприятия в Москве и Московской области, подведение итогов, награждение участников. Мероприятия проводились как на общей площадке, которой стал кино-концертный зал Тула в г. Москве, так и на территории интернатов Москвы и Московской области. Дело в том, что из-за удаленности, сложностей в организации передвижения детских групп, а также из-за пандемии многие интернаты не смогли организовать приезд своих воспитанников в Москву. И поэтому команда проекта организовала выездные финальные мероприятия в 4 интерната для детей с ОВЗ.
19 мая 2021 в Киноконцертном зале «Тула», г.Москва, прошел финал Межрегионального конкурса «Правоград», который включал выступления участников, вышедших в финал, демонстрация лучших творческих работ , рисунков, плакатов, презентаций, гала-концерт из лучших творческих номеров арт-волонтеров и творческих коллективов. Были подведены итоги конкурса, дипломами и кубками награждены победители, грамоты получили все участники, включая педагогов, которые вместе со своими воспитанниками успешно изучали права ребенка и преодолевали конкурсный марафон. Всего в мероприятии участвовало более 180 детей и подростков, как в составе творческих коллективов, так и индивидуальных участников-финалистов.
Финал был организован и проведен в формате фестиваля-праздника и приурочен к Международному дню защиты детей. И это не случайно. Мероприятие стало обращением наших участников конкурса ко всем взрослым о необходимости сохранять мир для наших детей. День защиты детей - один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято на Всемирной конференции по защите детей, в Женеве в 1925 году. После Второй мировой войны, когда тысячи детей потеряли родителей, стали беспризорниками, голодали, болели и умирали, в Париже 1 июня 1949 году состоялся Всемирный конгресс женщин. Тогда и прозвучала клятва взрослых о безустанной борьбе за благополучие детей, за их счастье. Сегодня День защиты детей отмечается в более чем тридцати государствах мира. У данного праздника имеется свой флаг. Фон для него выбран зеленого цвета. И это не случайно: этот цвет является символом роста, гармонии, чистоты природы. В самом центре флага вы видите знак Земли, который является символом нашего общего домаНа флаге вокруг знака Земли размещены разноцветные человеческие фигурки, это дети из разных континентов, разного цвета кожи. Но все они имеют равные права. Имеют право говорить на своем национальном языке, исповедовать свою религию и танцевать свои национальные танцы.
В День защиты детей мы призываем взрослых решить все детские проблемы, а также сделать все возможное , чтобы всегда был мир и детство было солнечным.
Выездные мероприятия 4 этапа конкурса:
16 мая 2021 г. Реабилитационный образовательный центр (интернат) "Раменки" для детей с ДЦП
Воспитанники интерната продемонстрировали свои работы в рамках номинации Гармония разнообразия, прочитали конкурсные стихи, эссе и вместе с нашими волонтерами провели квест Дорогою добра. На станциях, которые были оборудованы в беседках для прогулок , ребят ждали сказочные герои, чтобы рассказать о своих проблемах. Участники с помощью волонтеров успешно решали самые сложные экологические проблемы.
24 мая 2021 г. Удельнинский интернат Московской области,
Команда Удельнинского интерната для детей с ОВЗ стала победителем в номинации "Дорогою добра" (презентация достижений эковолонтеров). Воспитанники интерната показали команде проекта свои добрые дела – кормушки, скворечники, чистейшие аллеи и парк рядом с интернатом. Особая гордость интерната – обустройство эко-пространства на территории интерната. Интернат был награжден кубком. А все участники - дипломами и грамотами.
25 мая 2021г. Юровский интернат для детей с ОВЗ, Московская область
Юровский интернат для детей с ОВЗ стал победителем Межрегионального конкурса в номинации "Гармония разнообразия". Кроме того, арт-волонтеры интерната подарили свое творчество (стихи, песни, танцы, выступления музыкантов) команде проекта, педагогам и воспитателям. Интернат был награжден кубком. А все участники - дипломами и грамотами.
29 мая 2021 г. Интернат №19 г. Коломна Московской области
Воспитанники интерната №19 из города Коломны, Московская область, прислали на конкурс больше всего плакатов и рисунков. Всего - 48 человек стали лауреатами и дипломантами конкурса «Правоград». Мы наградили кубком конкурса Правоград интернат за активность и массовое участие, а всех ребят и их педагогов – дипломами и грамотами. Команда волонтеров проекта привезла в интернат заслуженные награды, так как команда не смогла приехать в Москву.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Защищать конституционные права ребенка - обязанность государства и гражданского общества. Защита прав детей – не только в защите несовершеннолетних в судах или местах заключения, но и в создании условий, при которых дети не будут совершать преступления. Защита прав и свобод человека начинается тогда, когда заканчивается правовая безграмотность. Правовое просвещение необходимо начинать с детства. Участники конкурса получили основы знаний о правах ребенка и механизме их защиты, а также были вовлечены в волонтерское движение, направленное на добрые дела. А это значит, что они научились уважать права других людей, противопоставлять добро злу, не поддаваться асоциальным влияниям и не совершать «недобрые» дела.
Известно, что постоянная опека приводит к социальной неадаптированности при выходе из интерната во взрослую жизнь. Длительное проживание в интернатном учреждении затрудняет формирование у "интернатных детей" необходимых социальных навыков. Практика показывает, что такие "трудные" подростки дезориентированы в правовом и общественном пространстве. Незнание и неуважение прав других людей является первым шагом к асоциальному поведению в будущем.
С помощью конкурса, проведенного в том числе и в интернатных учреждениях Москвы и Московской области мы содействовали защите и социализации выпускников интернатных учреждений, а также трудных подростков из школ и досуговых центров. Мы разработали такой интерактивный формат конкурсных мероприятий по социализации и правовому ликбезу, который с интересом воспринимается детьми и подростками.
Более того, наша целевая группа проекта с помощью конкурсных мероприятий мотивируется самостоятельно искать ответы на вопросы, получает знания по основам государства и права, истории прав человека , узнает что такое НКО и их роль в государстве и защите интересов граждан. Участвуя в добрых делах, ребята получили навыки гражданской активности, волонтерской работы. В результате – теперь они знают, где и как можно и нужно проявлять социальную активность, и ,возможно, включат работу в НКО в свой список работы в будущем. А это значит, что все поставленные цели и задачи конкурса были выполнены.
Социальная значимость проекта.
По данным Прокуратуры РФ детская преступность неуклонно растет последние три года. Несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тыс. преступлений. О серьезности ситуации говорит и 145 тыс. подростков, поставленных на учет подразделениями по делам несовершеннолетних за последний год. Более 70 тысяч из них совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста. Статистика детской преступности такова: 83% преступлений против собственности, 8% против жизни и здоровья, более 4% преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Все эти проблемы накладываются на еще одну: проблему асоциального поведения и детской преступности воспитанников интернатных учреждений и детдомов. По данным Генпрокуратуры РФ, до 40 процентов выпускников интернатов и детдомов становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь. Длительное проживание в интернатном учреждении затрудняет формирование у этих детей необходимых социальных навыков. Выпускники детдомов, коррекционных, социально-реабилитационных интернатов испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Воспитание детей в условиях интернатных учреждений не обеспечивает их полноценного личностного развития. У воспитанников не формируются социальные ориентиры. Согласно исследованиям постинтернатной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве от 18 до 23 лет, выявлены следующие их трудности и особенности: -подавляющее большинство выпускников имеет опыт жестокого обращения и насилия; -Слабая готовность к самостоятельному проживанию, решению бытовых проблем. -Недостаточная мотивированность к труду и профессиональному образованию. По статистике, около 1/3 выпускников устраиваются на работу не по собственному выбору, а по направлению руководителей учреждения, а 2/3 выпускников заняты неквалифицированным трудом. Проблемой является выбор профессиональной сферы, оптимально соответствующей личным особенностям и запросам рынка труда. При всем том, что выпускники интернатных учреждений пользуются многочисленными льготами при поступлении в вузы и колледжи, а во время обучения в госучреждениях государство их полностью обеспечивает. -иждивенческие установки по отношению к государству и окружающим. Немногие выпускники интернатов осознают значимость господдержки: продолжительная жизнь на полном государственном обеспечении придает им мысль о неком долге государства и общества перед ними - убежденность в невозможности контролировать результат происходящего, что нередко заставляет их ощущать невозможность повлиять на результат происходящего, тщетность, бесполезность собственных усилий; -у выпускников социальных приютов и школ интернатов выявлены достаточно низкие показатели адаптационного потенциала, жизнестойкости и самооценки своих возможностей. -уровень конфликтности выпускников — средний и выше среднего. Абсолютной причиной любых конфликтов они считают «негативное отношение окружающих». Выпускники живут в мире, который воспринимают как враждебный и не принимающий, окружающих они считают «черствыми» и «грубыми», обвиняют их в «несправедливом отношении» к ним, нежелании помочь. Но желание помочь есть. Через правовое просвещение в уникальном интерактивном формате. Наш проект направлен на помощь в социализации воспитанникам интернатов, профилактику детской преступности и деструктивного поведения выпускников интернатных учреждений. Опыт сотрудничества с социальными учреждениями у нашей организации большой. Более 5 лет мы дружим с Интернатом для детей с ОВЗ №105. Ролевые игры, проводимые там нашей командой волонтеров показали, насколько они востребованы. До игр даже из старшеклассников мало кто знал о правах человека, где и как защищают нарушенные права. Никто не мог ответить на вопросы: кто такой судья, адвокат, присяжные. В доступной игровой форме мы обучаем «особенных» ребят основным нормам права в обществе и механизму защиты нарушенных прав. Если ты хочешь, чтобы твои права уважали - сам уважай права других. Знай, что за любое правонарушение предусмотрена ответственность. И чем серьезнее преступление, тем строже к нарушителю закон. Наши ролевые игры адаптированы для детей с особенностями поведения и задержкой в развитии и способны реально помочь в социализации трудных подростков. Прожив роль "сказочного" обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, судьи, адвоката, свидетеля, полицейского, каждый участник ролевой игры получил настоящий жизненный опыт, который поможет ему в настоящей жизни. Очевидно, что взрослые должны защищать права детей. Но защита прав ребёнка - это не только защита несовершеннолетних в судах или местах заключения. Это создании условий, при которых дети не совершают преступления.