Буллинг в школе.
Буллинг в школе
Из письма Николая, студента колледжа, 17 лет.
В первом классе я был меньше всех своих ровесников. Из-за моего роста с первых дней меня сопровождали насмешки, которые я воспринимал довольно болезненно. Меня называли мелким. Я до сих пор ненавижу свой рост. Со мной никто не хотел дружить. Коллектив меня отторгал. Меня перевели в другую школу, и там было еще хуже. Я оказался не только самый маленький, но еще и слабее всех. Надо мной опять смеялись, издевались, унижали.
В третьем классе из-за развода родителей мы с мамой и братом переехали в город П., где я живу до сих пор. Меня определили в школу, где поначалу все было хорошо. Но моя мама имеет высшее образование, и она очень верующий человек, если быть точным, даже религиозный. Поэтому меня воспитывали в более культурной манере, чем одноклассников.
Мое примерное поведение очень сильно меня выделяло. Я не разговаривал на уроках, не хамил, вел себя тихо
Был у нас главный заводила, который травил меня больше всех. Видимо, решил, что я не буду отвечать на выпады в свою сторону. Мне приходилось буквально физически от него отбиваться. Плюс, опять же, я был самым маленьким. Весь третий и четвертый класс надо мной снова смеялись, не принимали в спортивные игры.
Все, конечно, было прямо связано с моим воспитанием. Как я говорил, моя мама очень религиозная христианка, а основным критерием в христианстве является рабская покорность, нежелательность ответа на насилие. Основной посыл от мамы был: «Терпи, это посылает Бог». Конечно, в том возрасте я принимал все мамины установки. Я терпел. Сейчас я понимаю, что в христианстве есть разумные вещи, но вот эти перегибы очень ослабляют человека.
В пятом классе к нам пришли два мальчика, представители течения АУЕ (запрещенная в России экстремистская организация. - Прим. ред.). К ним присоединились еще двое наших одноклассников. Они увидели, что меня можно задирать. Это такая субкультура, получившая свои основные идеи от людей, которые были активны в криминальном плане в девяностых. Сообщество с налетом бандитской романтики, со своим сводом правил, превращающих человека из мыслящего существа в зверя. Ими движет животный инстинкт, который не контролируется. Частью их культуры являются массовые драки с последующим выкладыванием видео в сеть. Сейчас это уже угасает, а тогда было на пике моды. Там нет разумного мышления, основная задача — «загнобить» другого. В качестве такого другого они выбрали меня. И тогда травля началась уже очень сильная. Я заходил в класс и мог сразу получить удар, пинок. В меня кидали ручки, другие предметы. Постоянно смеялись надо мной. Я не давал им отпор. Никак не реагировал на их издевки. Я никогда не плакал. Я даже сейчас не могу заплакать, показать слабость. Весь же класс по-прежнему меня не принимал никак.
От меня отсаживались. Я был всегда один. У меня совершенно не было друзей ни в классе, ни во дворе
Мама меня в принципе на улицу до тринадцати лет не выпускала одного. Я увлекался рыбалкой, и до тринадцати лет, до первого выхода из дома без взрослых, я общался в основном с рыбаками пенсионного возраста. Не научившись находить общий язык с ровесниками, я никогда не мог наладить контакт в классе ни в первой школе, ни во второй, ни в третьей, вплоть до девятого класса. Еще у меня у единственного в классе не было мобильного телефона. Мама всегда была категорически против прогресса. Он появился у меня только в восьмом классе. А без телефона я не мог найти даже друзей в сети. Сейчас я знаю, что в интернете можно найти общение, поддержку, это очень важно. Я был и этого лишен. Совершенно один. В каком-то экзистенциальном вакууме, зажатый между семьей и школой.
В шестом классе был один парень, которого специально сажали со мной. Он был мельче и слабее всех в группе АУЕшников (запрещенная в России экстремистская организация. - Прим. ред.) и вел себя крайне агрессивно. Его задачей было издеваться надо мной разными изощренными способами. Он так самоутверждался за счет меня в глазах друзей. Он мог сказать, например, что моя мать шлюха. Я ему никак не противостоял. И он наслаждался тем, что я терплю.
Факты буллинга все чаще фиксируются в детских коллективах, а именно, в школе. Отчасти это происходит потому, что дети не всегда понимают последствия своих действий, прежде всего, из-за плохого воспитания. Если предотвратить агрессию в коллективе детей, в будущем можно избежать серьезных последствий, вот почему психологи уделяют особое внимание проблеме травли именно в школах. Например, в некоторых прогрессивных школах у входа в учебное заведение висит объявление, которое запрещает обзываться, унижать детей.
Эти правила принимает вся школа – ученики, родители, педагоги.
Если в школе не ввести такие правила, агрессивные дети сами установят свои собственные правила, а это означает травлю других детей. Кроме этого, психологи рекомендуют родителям и учителям проводить совместные с детьми тематические мероприятия.
Важно! Родителям ни в коем случае нельзя обвинять ребенка во лжи, говорить, что он сам виноват и должен самостоятельно разобраться в проблеме. Ребенок не должен оставаться один на один со своей проблемой.
Кто участвует в школьном буллинге
К сожалению, в роли жертвы могут оказаться и учителя, дети-агрессоры часто переносят свои негативные эмоции на преподавателя, могут оскорбить его прямо на уроке, плюнуть в него, ударить.
Кто становится жертвой буллинга в школе
В младшей школе чаще всего случаются факты прямого прессинга, когда ребенка дразнят, бьют, умышленно портят вещи, сплетничают, объявляют бойкот. В старшей школе используются более жестокие методы травли – комментарии с сексуальным подтекстом, жесткие прозвища, угрозы, неприличные жесты.
Важно! Пик травли приходится на переход ребенка из средней школы в старшую.
В этот период мальчики чаще девочек принимают участие в таких конфликтах, при этом они становятся не только агрессорами, но и жертвами. В адрес мальчиков и девочек применяют разные формы травли. У мальчиков отбирают деньги, им угрожают физической расправой, заставляют что-то делать. А вот девочки зачастую становятся жертвами сплетен, непристойных комментариев.
Жертвы, как правило, чувствительные, тревожные, физически слабые, с заниженной самооценкой. У таких детей мало друзей, они больше времени проводят со взрослыми. Предпосылкой для травли может стать замкнутость ребенка, его неумение общаться со сверстниками.
В группу риска входят дети с лишним весом, эпилепсией, диабетом, сложностями в обучении.
Полезно знать! Почти 85% подростков с нетрадиционными сексуальными предпочтениями подвергаются травле.
Часто после травли у ребенка появляются проблемы со здоровьем, снижается успеваемость, жертва жалуется на головные боли, возможны попытки суицида.
Кто такой буллер
Типичный агрессор или преследователь – это ребенок импульсивный, склонный самоутверждаться за счет более слабых. Такие дети нарочито открыто демонстрируют грубость, не проявляют сострадание, не подчиняются никаким правилам. Они кажутся одиночками, которым не хватает социальных навыков, но это ошибочное мнение. Зачастую такие дети находятся достаточно высоко относительно социальной лестницы, у них много сообщников. Кроме этого, такие дети обладают отлично развитым эмоциональным интеллектом, быстро и четко распознают эмоции других детей, это позволяет им управлять окружающими детьми и даже взрослыми.
Важно! Основная причина буллинга – потребность во власти, желание получить вознаграждение, подкрепить свой социальный статус. Как следствие – у детей снижается успеваемость, начинаются прогулы, чаще случаются драки, случаи воровства, употребление наркотиков, алкоголя.
Статистика показывает, что 3% детей совмещают роль агрессора и жертвы. Они одновременно ведут себя агрессивно и при этом провоцируют других детей на агрессию. Их характеристики – гиперактивность, неуклюжесть, невысокий уровень самоконтроля, неспособность сосредоточиться на учебе, вспыльчивость.
Что делать, ели ребенок стал жертвой буллинга
- Родители должны понимать, что далеко не каждый ребенок может найти в себе силы рассказать родителям о происходящем в школе. Чем старше ребенок, тем сложнее ему поговорить со взрослыми откровенно и открыто.
- Искренне проявляйте интерес к делам ребенка, но не переусердствуйте, он не должен ощущать гиперопеку. Если появились подозрения относительно неправильного поведения по отношению к вашему ребенку, посетите школу и поговорите с учителями, проясните ситуацию.
- Понаблюдайте за ребенком – как он ведет себя на праздниках, в общении с друзьями, проявляет инициативу или замкнутый. Если вы заметили какие-то отклонения, обратитесь к психологу.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Для буллинга есть характерные симптомы, их ни в коем случае нельзя игнорировать, поскольку в будущем они могут трансформироваться в серьезные психологические проблемы:
ребенок отказывается идти в школу, ищет любую причину, чтобы прогулять;
из школы приходить в плохом, подавленном состоянии;
плачет без причины на это;
отказывается говорить об одноклассниках, событиях в школе;
теряется, когда нужно кому-то позвонить, чтобы узнать уроки;
ребенок выглядит одиноким, не посещает дни рождения других детей, вечеринки.
Важно! Особого внимания заслуживают симптомы, связанные с ухудшением здоровья, — головная боль, отсутствие аппетита, депрессия, нарушения сна, резкие смены настроения.
Как бороться с буллингом. Советы психолога
- Попытаться понять настоящую причину происходящих перемен с ребенком.
- Убедиться, что факты буллинга действительно имеют место быть.
- Обязательно сообщить учителю и психологу о фактах травли и вместе с ними найти решение проблемы.
- После сильного стресса позволить ребенку не ходить в школу 1-2 дня.
- При необходимости сменить класс или школу.
- Если у ребенка проявляется посттравматический стрессовый синдром, потребуется помощь психолога.
- Нельзя игнорировать настроение ребенка и пускать ситуацию на самотек, поддержите ребенка, похвалите за то, что он сказал правду и не скрыл ее.
Что делать родителям
Как было отмечено ранее, в качестве жертвы часто выбирают детей застенчивых, чувствительных, которых легко вывести из себя, обидеть, задеть. Конечно, родители не могут научить ребенка чего-то не чувствовать, но можно научить его не показывать истинные чувства в ситуациях, когда это нужно.
Объясните ребенку, что существует язык тела, именно на это обращают внимание окружающие. Нужно держать спину прямо, ходить уверенно, спокойно – это производит впечатление решительного человека, который уверен в себе и своих поступках. Объясните ребенку, что нельзя опускать взгляд во время общения, не скрещивать руки и не держать их в карманах, исключить заискивающий тон.
Помогите обрести ребенку уверенность в том, что он талантливый, способный, интересный. В этом случае он не так легко поверит агрессору и нападкам. Отдайте ребенка в спортивную секцию, на творческие курсы, подберите для него хобби, которое его заинтересует, отвлечет. Обязательно хвалите его за успехи, формируйте у ребенка здоровую самооценку.
Важно! Объясните ребенку правила хорошего поведения. Поясните, что не стоит жадничать, хвастаться, шутить над кем-то, быть замкнутым, открыто демонстрировать превосходство. А в интернете запрещено делиться с кем-либо персональными данными. Используйте настройки безопасности для выхода в Интернет, чтобы ребенку могли писать только друзья.
Важно! Всячески давайте понять ребенку, что вы на его стороне, вы его поддерживаете, сопереживаете и готовы вместе с ним пройти эту ситуацию.
Что делать учителю
Прежде всего, нельзя игнорировать такую ситуацию, к ней необходимо отнестись особенно внимательно. Психологи рекомендуют поступить следующим образом.
Обязательно поговорите с детьми, объясните, что травля – это недостойно и недопустимо, расскажите, что испытывают жертвы, ни в коем случае не вступайте в пререкания с агрессором, максимально честно ответьте на все вопросы.
Аналогичную беседу проведите с родителями. Донесите до них важность ситуации, ведь сами дети вряд ли расскажут взрослым о том, что происходит.
Привлеките школьного психолога – он обязательно должен знать о происходящем. Он может помочь справиться с ситуацией.
Поставьте в известность администрацию школы.
Учитель в школе должен стать другом для ребенка, поскольку дома его поддерживают родители, а в школе такой защитой должен стать педагог. Это добавит уверенности ребенку.
Профилактика буллинга в школе
В процесс профилактики должны быть вовлечены все – от директора школы до классного руководителя.
Администрация школы должна принять антибуллинговую политику, регулярно проводить педсоветы, направленные на профилактику травли, доносить информацию до родителей.
Классный руководитель должен внимательно следить за коллективом, отслеживать группировки, уделять внимание изгоям, «белыми воронам». Общаться с другими учителями, которые обучают детей, чтобы своевременно заметить изменения. Необходимо беседовать с родителями и проводить работу с детьми.
Возможные школьные мероприятия по буллингу:
- тематические классные часы;
- создание различных кружков, студий, куда могли бы прийти дети с разными увлечениями;
- развлекательные мероприятия – КВН, квесты, конкурсы, выставки;
- участие в благотворительных акциях;
- тематические задания – написания сочинений, эссе, изложений;
- участие в театрализованных постановках;
- психологические тренинги.
Важно! Каждое мероприятие должно быть направлено на искоренение такого явления, как буллинг, должно развивать у детей ответственность за свои поступки, а также социальную, коммуникативную зрелость.
При формировании плана профилактических мероприятий, прежде всего, нужно учитывать возраст детей. Ученикам младших классов лучше показать мультики «Гадкий утенок» или «Дамбо», а для учащихся средних классов подойдет фильм «Чучело» или «Чарли шоколадная фабрика».
К профилактическим мероприятиям обязательно нужно привлекать родителей, поскольку при всех усилиях решить вопрос в одиночку не получится. Наибольшей эффективностью такие мероприятия отличаются в младшей школе – в этом возрасте родители первыми замечают малейшие изменения в поведении ребенка, а дети в свою очередь доверяют маме и папе. А вот подростки склонны доверять своим сверстникам и делиться с ними самым сокровенным.
Что делать ребенку
Психологи дают конкретные рекомендации подросткам, которые оказались в непростой ситуации.
Игнорируйте агрессора, иногда это срабатывает – обидчик переключается на другого человека.
Найдите друзей – в численности ваше превосходство, общайтесь только с теми, с кем вам комфортно. Проводите больше времени именно с ними, во время обедов, на переменках.
Знакомьтесь с новыми людьми, с которыми у вас схожие интересы. Расширяйте круг общения.
Не бойтесь говорить о проблеме – расскажите о ней друзьям, родителям, психологу. Так гораздо проще бороться с трудностями, страхом, отчаянием, а также контролировать эмоции.
Учитесь постоять за себя, старайтесь не давать себя в обиду. Как правило, агрессор выбирает в жертву человека, который не в состоянии дать отпор. Подготовьте несколько моделей поведения на случай, когда на вас будут нападать.
Любое авторитетное лицо, которому вы доверяете, должно вмешаться и быть в курсе ситуации.
Учитесь уверенности в себе, это отпугивает агрессоров, которые всегда хотят самоутвердиться за счет более слабых. Не думайте, что единственная причина издевательств – вы сами. Часто на такое поведение агрессоров толкают проблемы в семье и таким образом они снимают эмоциональное напряжение.
Что делать, если твой ребенок буллер
Ребенок-буллер – это серьезная психологическая проблема не только для окружающих, но и для родителей этого ребенка. Прежде всего, нужно понять – откуда взялась такая агрессия, с чем связано такое поведение. Это может быть влияние грубой, жестокой модели поведения в семье, друзей, информационного поля. Если родители грубо выражаются, могут ударить животное, ребенок повторяет это поведение, для него это норма. Если так поступают родители, которые для него авторитет, значит, также может поступить и он.
Начните с формирования здорового микроклимата дома, больше позитива, доброжелательности, решайте конфликты мягко. Покажите ребенку на собственном примере – как нужно поступать в конфликтных ситуациях, общаться.
Важно! Убедитесь, что друзья оказывают на ребенка только положительное влияние, не заставляют его совершать плохие поступки.
Приглашайте друзей ребенка чаще в гости, наблюдайте за ними, но делайте это ненавязчиво, слушайте, какие темы они обсуждают, о чем говорят, как выражают мысли. Отслеживайте, какие сериалы и мультфильмы смотрит ребенок, какие книги читает, в каких социальных сетях бывает. Направьте агрессию ребенка в мирное русло – найдите для него хобби, спортивное увлечение, чаще гуляйте с ним, предлагайте успокаивающие занятия. Организуйте в доме место, где ребенок сможет побыть один и отдохнуть или может быть выплеснуть энергию.
Если стал известен факт буллинга со стороны вашего ребенка, сразу пресеките это, выскажите свою четкую позицию, что вы не одобряете этого. От родителей должен поступить однозначный сигнал – насилие недопустимо.
Особенности современного буллинга
К сожалению, буллинг в современном мире – явление распространенное. И в данной ситуации важно понимать – с чем мы имеем дело. Когда речь идет о травле, необходимо быть терпеливым, корректным. Современные дети не нуждаются в чрезмерной опеке, но при этом их нельзя оставлять совершенно без присмотра. Современные дети более активные, быстрее развиваются, много знают, конфликтные ситуации они решают по-разному, поэтому не стоит каждую ссадину или синяк воспринимать в штыки и уж тем более, пытаться поговорить с родителями вероятного обидчика. Вероятно, стычка имела разовый характер, тогда сложностей и трудностей нет. Постарайтесь быть в курсе событий и следите за развитием событий, если ситуация с синяками и ссадинами повторяется, конечно, нужно разбираться.