1. 1

    1
  2. 2

    2
  3. 3

    3
  4. 4

    4
  5. 5

    5
  6. 6

    6
Главная \ Методики и публикации \ Путешествие в Правоград. Станция конечная.

Путешествие в Правоград. Станция конечная.

11 месяцев продолжалось путешествие  по Правограду. За это время команда волонтеров  (студентов и старшеклассников  г.Москвы) организовала увлекательные и познавательные квесты и ролевые игры по защите прав сказочных героев для своих сверстников в Московской , Тульской и Нижегородской областях.

тл1  3статья (3)

Т.Л.Дугинова, руководитель проекта «Правоград», директор Региональной общественной организации «Регинцентр-Право» , депутат МО Текстильщики города Москвы – автор и модератор этого социально значимого проекта отмечает, что есть очень важная вещь, о которой взрослые склонны забывать.  Права ребенка – это права человека. Это права, которые действуют для всех детей, независимо от возраста, пола, национальности, обеспеченности. Если заглянуть в Конвенцию о правах ребенка, то можно убедиться в том, что ребенок во многом имеет те же самые права, что и взрослый. Но отличие все же есть: права ребенка обязаны защищать именно взрослые. Поскольку дети не всегда в состоянии самостоятельно постоять за свои права и интересы, они нуждаются в помощи и защите взрослых.

3статья (2)  выборы 2

Для детей и подростков мы проводим тренинги и квесты «Правоград », в которых значительное место уделено изучению положений Конвенции о правах ребенка.

И это не случайно. Конвенция о правах ребенка предоставляет ребенку право самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности. Это означает, что по мере развития ребенка также будет возрастать его право на принятие самостоятельных решений и объем ответственности. Именно эту задачу мы и решаем на наших обучающих тренингах, квестах и ролевых играх.

Например, в нашем квесте «Правоград» есть такая станция  - Конвенция.  Каждая команда участников , прибывая на нее, выбирает те права, которые с ее точки зрения, самые главные. И те права, которые  каждый член команды уже самостоятельно осуществляет. Интересно, что  для многих детей право на жизнь и развитие, право на имя, образование, медицинскую помощь,   право на защиту от насилия, эксплуатации являются чем- то естественным, неотъемлемым. Они удивляются, узнавая, что может быть иначе. Там, где Конвенцию о правах ребенка не приняли. 

5 конвенция нижний новгород 3статья (5)

Как выяснилось после подведения итогов проведенных мероприятий , бесспорным правом, которое абсолютно необходимо в любом сказочном городе или на острове, куда попала команда – участница тренинга, является право на отдых. Многие дети вообще ставят его на первое место в значимости прав. В отличие от взрослых. Которые зачастую нарушают его. А напрасно.

Статья 31 Конвенции о правах ребенка защищает право на  игру и отдых. А также на свободное время, которое он использует для занятия соответствующей его возрасту и пристрастиям деятельностью, в зависимости от здоровья, пожеланий и возможностей. Ребенок имеет право на участие в культурной и художественной жизни. Во время игры ребенок учится и усваивает необходимые для жизни навыки. Ребенок должен иметь возможность для отдыха, чтобы его не беспокоили заболевания, вызванные чрезмерной усталостью. Чрезмерная усталость также подвергает опасности развитие ребенка. Достаточное время для отдыха означает не только время на сон. Помимо школы, обучения, домашних работ и работы, у ребенка должно оставаться время на свои интересы и любимое увлечение, а также на расслабление. Родители должны учитывать всё вышесказанное при планировании работ по дому, а учителя должны соблюдать это требование при назначении домашних работ и их сроков.

3статья (6)  3статья (4)

Ребенок должен иметь возможность играть. Для этого следует создать необходимые условия. Большинство игр являются развивающими. Во время игр необходимо следить за безопасностью. У ребенка должна оставаться возможность играть в игры, которыми взрослые не управляют, и в которых они не участвуют. Во время игры ребенку нужна свобода, он должен иметь возможность играть творчески и незапланированно.

Взрослые, считая право  ребенка на игру часто маловажным, не понимают связь развития ребенка с игрой. Возможность ребенка играть в числе прочего ограничивают бедность семьи, недостаточное количество общественных территорий, подходящих для детских игр и однобокие  представления об образовании.

В Конвенции о правах ребенка 54 статьи. Но всех их объединяют 4 основных принципа.

  • Запрет на неравное обращение. Все дети имеют равные права. С ребенком нельзя обращаться хуже, чем с другими детьми, по причине его пола, происхождения, национальности, расы, состояния здоровья и иной причине.
  • Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Одним из основных принципов Конвенции о правах ребенка является постановка интересов ребенка на первое место. При принятии решений и планировании  любой деятельности всегда следует учитывать интересы ребенка. Постановка интересов ребенка на первое место помимо прочего также означает умение выслушать ребенка и принять во внимание его мнение.
  • Обеспечение выживания и развития. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Самая основная обязанность родителей – это сделать всё возможное для того, чтобы создать для ребенка такую среду обитания, которая обеспечивала бы его гармоничное развитие. При этом государство должно предложить родителям всевозможную помощь, поддержку и консультирование. Если родители не имеют возможности для обеспечения ребенка необходимыми условиями для развития, государство должно взять на себя это обязательство.
  • Уважение к взглядам ребенка. В вопросах, касающихся ребенка, следует выслушать мнение ребенка и принять его во внимание. Данный принцип должен применяться во всех аспектах жизни ребенка

Эти принципы являются основами Конвенции и образуют общественный стандарт, при соблюдении которого каждый ребенок в любой стране мира сможет гармонично развиваться и реализовывая все свои способности .

3статья (1)  3статья (2)

Т.Л.Дугинова :-«Познакомить детей с 54 статьями Конвенции, чтобы они не загрустили – задача не из легких. Но мы ее решили.  Путешествуя по Правограду, команды-участники квеста обязательно попадают на Станцию «Бэйкер-стрит»  в гости к знаменитому Шерлоку Холмсу. И он предлагает воспользоваться дедуктивным методом, чтобы разложить все 54 карточки-статьи Конвенции в 4 корзины . Каждая корзина предназначена для определенного вида права. Тут требуется пошевелить мозгами, чтобы решить куда, например, отнести карточку «право на доступ к информации» или карточку «право за защиту от экономической эксплуатации»

 

Есть еще одна статья в Конвенции о правах ребенка, обсуждение которой с подростками независимо от региона их проживания: Текстильщики, Мытищи, Красный холм, Тула или Нижний Новгород,  - вызывает особый интерес и много споров. Это  статья 12  - «Право на свободное выражение собственного мнения»

В прошлом веке ребенка считали зависимым, невидимым и пассивным членом семьи. Однако современное отношение взрослых к детям изменилось. Детям предоставляется всё больше возможностей для выражения собственного мнения. Диалог, переговоры и приобщение – это ключевые слова, которые всё чаще можно связать с ребенком.

Государства, подписавшие Конвенцию, а значит и Российская Федерация, признали, что ребенок – это полноценный член общества, и мнение ребенка очень важно. Ребенок имеет право на выражение собственных взглядов по любому касающемуся его вопросу, а также право на то, чтобы его мнение выслушали и приняли во внимание.

Это значит, что ребенок имеет право на выражение собственного мнения по всем вопросам, которые касаются его непосредственно или косвенно. Возраст при этом не важен. К ребенку следует относиться, как к активному члену семьи и общества, который имеет собственное понимание вопроса, интересы и мнение.

Свобода слова ребенка означает право на запрос, получение информации в устной, письменной, художественной форме или любым другим выбранным ребенком способом. Свободу слова можно ограничить только в том случае, если это установлено конкретным законом, необходимо для уважения прав или хорошей репутации других людей, защиты государственной безопасности, общественного порядка или здоровья или нравственности народа.

Ребенок имеет право на проявление своих чувств и мнений любым способом и в любом месте, за исключением ситуаций, когда это нарушает права третьих лиц. Ребенок имеет право на выражение своей точки зрения, а другие люди обязаны учитывать её во всех вопросах, связанных с ребенком.

Для того, чтобы ребенок мог выразить собственное мнение, следует ознакомить его со способами и возможностями его выражения, а также с последствиями, которые могут ему сопутствовать. Всё вышеперечисленное также связано с правом на получение разнообразной информации.

Следует прислушиваться к мнению ребенка и учитывать его на семейном, общественном и государственном уровне. Содействие тому, чтобы голос ребенка был услышан, оказывают детские и молодежные организации и движения, в деятельности которых дети могут принимать полноправное участие.