1. 1

    1
  2. 2

    2
  3. 3

    3
  4. 4

    4
  5. 5

    5
  6. 6

    6
Главная \ ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА

Почтовый ящик консультанта

почтовый ящик

В новой школе Лена, у которой до этого не было никаких проблем с одноклассниками, сразу превратилась в объект насмешек и издевательств. В классических традициях травли ее портфелем играли в футбол, куртку топтали в раздевалке, бывали случаи, когда она сидела на занятиях одна в целом ряду, потому что сидеть рядом с «отстойником» было стыдно. Как травля влияет на дальнейшую жизнь?

request_icon Консультация Лены, которая подвергалась проверкам на прочность с пятого по девятый класс, с психологом

«Она не человек»

В ее примере многое сошлось: новичок в классе с задатками типичного «ботана», отличающаяся от других детей уровнем дохода семьи, отсутствием папы, забавной внешностью. Эпизодов со слезами и скандалами за четыре года накопилось немало. Лена до сих пор прокручивает некоторые из них в голове, не находя ответа, как совсем юные ребята могут быть такими жестокими.

Лена: -Я пришла в гимназию из обычной школы, потому что была отличницей. Я не хотела, но родители и педагоги настаивали, что мне нужно уходить из «неблагополучного класса», как они тогда называли мой. Мне он, правда, казался вполне себе благополучным: я со всеми дружила, ребята меня любили, причем и мальчишки тоже, хотя уже тогда было понятно, что все они хулиганы (смеется). Сама я хулиганкой не была: типичная тихая девочка в очках, которая делает все задания, с радостью дает списывать и бегает в салочки на переменах. У меня была бедная семья. Я, как теперь понимаю, очень плохо одевалась, денег на сладости и пирожки мне тоже никогда не давали. Но проблемой в «началке» это не было. Когда я пришла в гимназию —  «зубрила» в очках, добрая и открытая, в зашитой кофте, — оказалось, что друзей в новом классе я себе не найду. Зато четыре года «холодного душа» мне обеспечены. Самое ужасное — это богатая фантазия подростков (смеется). Я никогда не знала, чего, собственно, ждать. Будут ли меня сегодня «провожать» до дома, закидывая грязью и обидными прозвищами, или просто тихо-мирно измажут мой свитер краской. 

Комментарий психолога: 

«Травля — это искаженный вариант групповой динамики, процессов группового взаимодействия. Это результат „притирки“ учеников друг к другу на ранних стадиях общения: выбираются роли, формируется лидер, сторонники, оппозиция, происходит борьба за власть и так далее. Дети могут говорить: „А мы так играем“. „Железный“ контраргумент: игра — это то, что доставляет удовольствие всем. Нельзя позволять детям оправдывать себя в собственных глазах».

Лена: - Однажды у одноклассников было соревнование: кто плюнет в меня наиболее метко. Можете представить себе, что примерно десять человек по очереди в вас плюют? Я потом прибежала домой, закрылась в комнате, плакала. Хотела больше никогда в школу не ходить.А один раз за меня попыталась заступиться уборщица в школе. Она застала похожую сцену и сказала что-то вроде: «Ребята, ну как же так можно с человеком?» — а мой одноклассник засмеялся и громко сказал: «А она не человек». И потом все тоже стали смеяться, эта шутка надолго всем понравилась. Мне каждый день говорили, кто я, если не человек».

Комментарий психолога: 

«Взрослые часто стараются замалчивать явление буллинга, говорить „у ребят нелады“. Но это травля, насилие, и оно недопустимо. Призывать к жалости по отношению к ребенку, которого травят, унизительно и не даст положительных результатов. Эффективнее развернуть ситуацию в сторону агрессоров под лозунгом „почувствуй, каково это“ и обсудить ее конструктивно, ярко, вызвать живые чувства. И, конечно, важно поддерживать ребенка, пытаться говорить с ним: как он сам видит возможный выход из положения,  кто может за него заступиться?»

«Я достигла дна, и стало все равно»

Лена: - Сейчас я рассказываю об этом уже без боли. Я это проработала сама и с психологами. Но тогда мне казалось, что жизни никогда не будет, и если она такая, то я не хочу продолжать. Мысли о самоубийстве были, да… Я не просила перевести меня в другую школу, потому что была уверена: так будет везде. Моя мама вмешивалась, конечно: говорила с учителями, с самими одноклассниками, их родителями. Но становилось только хуже, если честно.

Комментарий психолога: 

«Родители жертвы буллинга по-разному относятся к проблеме. Кто-то готов сразу пойти и разнести всю школу, кто-то упрекает подростка в мягкотелости и причиняет ему еще большую боль. Важно, чтобы у родителей сформировалось конструктивное и целостное отношение к ситуации: у моего ребенка проблемы, и я постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы ему помочь. Можно сходить к школьному психологу, классному руководителю или социальному педагогу и предложить делать что-то совместными усилиями: собрать согласительную комиссию, пригласить сторонних медиаторов, представителей социальных организаций, например, «Журавлик».

Лена: -В моей ситуации сработало то, что я достигла дна, и мне стало все равно. Они снова пришли меня травить, а я так наорала на эту заводилу. Первый раз ответила! И сразу очень жестко. Все обалдели, конечно. Не могу сказать, что меня больше никто не трогал, но обороты сбавили и стали побаиваться». 

Комментарий психолога: 

- Срыв Лены был правильным примером смены стратегии. В каждом человеке есть грани, субличности: мы можем быть и жертвой, и агрессором. Лена сорвалась и сменила роль. Она получила опыт насилия по отношению к себе и научилась проявлять его к другим. Но это опасный путь: часто дети, которых травят, вырастают и становятся чуть ли не садистами». 

Лена:«Я помню, мне очень помогла психолог, к которой меня повела мама, когда поняла, что я уже совсем увязла в черноте: ничего не хочу, ни от чего не чувствую радости. Она много всего говорила, но сработала одна фраза, я до сих пор помню ее почти дословно. В какой-то момент она отбросила, что я ее пациент, что мне 13 лет, и говорит мне, прям как своей подруге:«Лена, пойми, очень скоро ты уйдешь оттуда, ты никогда больше не увидишь этих людей, и все это перестанет иметь для тебя хоть какое-то значение». Не знаю, почему, но это сработало, как пощечина. С того дня я действительно стала думать, что важна только я, моя жизнь, мое будущее, а все эти люди… ну, они как бы тени. А скоро я и вовсе в колледж ушла. Там уже все были нормальные. Я была даже какой-то «звездочкой», знала-то много. Началась нормальная студенческая жизнь». 

Комментарий психолога:

- Даже если родители решат переводить ребенка в другую школу, до этого необходимо провести работу с психологом, чтобы аналогичная проблема не возникла на новом месте. Обращение к психологу для проработки пережитой травмы на ранней стадии поможет избежать серьезных проблем во взрослой жизни».

Закалка или сломанная жизнь?

Сейчас Лене за 30, она руководитель в IT. Своих жестоких одноклассников вспоминает… с благодарностью. Говорит, что несколько лет ада закалили ее характер. Главную заводилу обидчиков пару лет назад она встретила в очереди в магазине в районе своего детства. Бывшая одноклассница была рада повидаться и даже почти попросила прощения: - «Лен, ну дураки были. Не со зла же!»

Лена: -Дело в том, что я правда думаю, что для них это была игра. Ну, развлечение… Как сходить в кино или в парк аттракционов. Просто аттракционом была я. Хорошо, что для меня все хорошо закончилось. Даже, можно сказать, пошло на пользу. Но таких, как я, мне кажется, меньшинство».

На вопрос, как бы сложилась ее жизнь, если бы в школе она не прошла через травлю, Лена только пожимает плечами.

Лена: - Я не знаю. Возможно, все было бы так же. Но, если честно, я думаю, я была бы мягче. Сейчас я иногда радикально реагирую на какие-то вещи. Можно было бы, например, промолчать, а меня прям тянет ответить, постоять за себя, как будто я кому-то мщу. Думаю, это отголоски 13-летней Лены. И потом, я осталась очень закрытым человеком, друзей завожу тяжело, никого к себе близко не подпускаю. Еще бы я, наверное, очень сильно сэкономила на психотерапии (смеется). Я ни о чем не жалею уже, потому что — а смысл? Но, честно говоря, я бы прекрасно пережила без этих четырех лет.

Комментарий психолога: 

- Травма у подростка, которого травили в школе, все равно будет, вопрос — какая защитная стратегия на нее надстроится. Либо он впоследствии еще сильнее спрячется и будет бояться мира и окружающих, либо начнет мстить всем и каждому. Лучший вариант — если он получит помощь, защиту и научится противостоять. Когда подросток в такой ситуации чувствует чью-то поддержку, он становится сильнее». Возможно, некоторым подросткам, как и Лене, поможет осознание, что однажды одноклассники просто исчезнут с горизонта, и взрослая жизнь все расставит по своим местам. Как случилось у многих известных людей, которые тоже прошли через травлю в школе, но сейчас в их красоте, таланте и успехе уже никто не сомневается. Однако это будет очень нескоро, лет через десять-пятнадцать. А пока каждый день в школе для кого-то — битва за выживание, педагогам, психологам и родителям стоит объединиться для того, чтобы остановить насилие. Потому что, какими терминами ни жонглируй, все равно это именно оно.

почтовый ящик

request_icon  Александр РОМАНОВ, ученик 11‑го класса, Воронеж:

Я был в роли жертвы

У меня в жизни была ситуация, когда я оказался в роли жертвы, а мои знакомые объявили мне бойкот. Нашлись два человека, которые решили, что я обидел девушку, хотя я этого не делал. Было трудно, меня все время подкалывали, стараясь обидеть, издевались, даже плевались. Довольно быстро эти двое смогли убедить многих наших общих знакомых, что я виноват. Со мной перестали разговаривать и нормально общаться, в соцсетях мне писали оскорбления, в общем, все стало плохо. Я начал психовать, а свою обиду вымещал на единственных близких, которые у меня остались, – на моих родителях. Но они же и помогли мне. Мама сначала все допытывалась, почему я не ем, почему хмурый и так далее. Я запирался в комнате, огрызался или вообще не разговаривал. А однажды пришел домой и понял, что мама сама на меня обиделась – стала вести себя так же, как я. Перестала вокруг меня прыгать, пытаться покормить, расспрашивать, в комнату уходила – и все. И тут я понял, что довел ее, хотя всегда считал, что это невозможно, мама очень добрый человек и любит меня. Я понял, какая я свинья, сам подошел к маме, попросил прощения, рассказал ей, в какую ситуацию попал. А она посоветовала мне поговорить с той девушкой, с которой вся эта история началась. Я на следующий день так и сделал. Оказалось, что девушка неправильно поняла мои слова, обиделась. Но мы все выяснили, и скоро все успокоились. Я опять начал общаться с теми, кто вчера со мной не разговаривал, но не со всеми. Такие истории все равно оставляют след в душе, появляется разочарование в людях.

request_icon   Анна СОКОЛОВА, выпускница школы, Нижний Новгород:

13 причин почему

Да, я знаю, что такое буллинг. Конечно, я с этим сталкивалась. К счастью, не в последних классах, а раньше. Мне кажется, он наиболее распространен именно среди подростков. На протяжении всей моей школьной жизни я была свидетелем того, что кто-то постоянно подшучивал над кем-то. Надо мной тоже издевались из-за моей полноты, хорошо, что недолго, потому что мы переехали и сменили школу. В другой школе как-то обошлось. Я не одна была полной. Но внешность вовсе не обязательный повод. Бывало, что кто-то становился объектом травли без веских на то причин. Я думаю, что среди моих знакомых нет таких людей, про которых бы не пускали скользкие шуточки или не распускали слухи. Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о буллинге, – это фильмы «Простушка», «Дрянные девчонки» и сериал «13 причин почему».

request_icon Мария КАРТАШОВА, ученица 11‑го класса лицея, Нижний Новгород:

Дети копируют чужие образцы

В начальной школе у нас была девочка не такая, как все. Вела себя неадекватно, была ленива и избалованна. Чуть что, впадала в истерику. Виноваты, видимо, были ее родители, которые сформировали такой стиль поведения до школы. Тогда мы этого не понимали. И думали, что девочка сама во всем виновата, достойна осуждения. Именно она подвергалась насмешкам со стороны других детей. Я была не участником буллинга, а свидетелем. То есть я никак ей не помогала, но и сама не обижала. К счастью, со временем она смогла влиться в коллектив. Позже в параллельном классе появился новый мальчик, который тоже отличался от всех, его тоже не приняли, отвергли, и он очень страдал. Я знала его до школы, наши родители дружили, поэтому я понимала, насколько ему тяжело. Пыталась помочь, сгладить проблемы. Но он все равно ушел через год.Знаю, что в старших классах в другой школе у него таких проблем не было, он делился со мной. Когда речь заходит о буллинге, то сразу вспоминается очень хороший фильм «Чучело». На мой взгляд, западные подростковые фильмы, напротив, способствуют травле, так как там эта тема очень акцентируется.

request_icon   Анна Н., ученица 10‑го класса, Воронеж:

Чувствует свою полную безнаказанность

В нашей школе есть пример одного такого буллера, который ко всем приставал, дрался, даже создал свою группу из мальчиков, они отбирали деньги у других школьников, рвали одежду, рюкзаки, разбивали телефоны. А сами записывали на свои телефоны, как били и издевались, и выкладывали в Интернет. Родители тех детей, которых били, встали на их защиту, но ничего не могли сделать, потому что у этого хулигана папа имеет нужных знакомых и сам носит форму. Этому мальчику все сходило с рук, но до поры до времени. Кончилось все тем, что сейчас этот хулиган сидит в камере и ждет суда, так как они избили какого-то взрослого на улице до потери сознания. Если его отпустят и снова вернут в школу, я не знаю, что будет с нами. Он тогда почувствует свою полную безнаказанность.

request_icon Светлана КОРЖАВИНА, ученица 9‑го класса школы №3, Петрозаводск:

Изгоем может стать кто угодно

Буллинг – проблема, с которой сталкивался каждый. Жертвой может стать кто угодно. Я рада, что в наше время эта проблема обсуждается, о таких случаях не стыдно рассказать и обратиться за помощью. Ведь любой адекватный человек понимает, что справиться с давлением окружающих в одиночку крайне сложно, а порой и невозможно. По моим наблюдениям, особенно часто сталкиваются с буллингом дети и подростки. Все-таки в этом возрасте люди более жестокие и ранимые. Чаще всего обидчиками становятся те, с кем мы контактируем не по своей воле, – родственники, учителя и одноклассники. Я была свидетельницей нескольких таких ситуаций. Все они, к сожалению, знакомы многим. Хоть проблема и обсуждаемая, ситуаций, в которых кто-то кого-то травит, меньше не стало, но я надеюсь, что скоро они действительно будут происходить реже.

Например, учитель высмеял ребенка за странную, по мнению преподавателя, одежду или прическу, а через 5 минут над учеником уже издевается весь класс. Я бы отреагировала на смешки со стороны спокойно, но все люди разные. Для кого-то один только «подозрительный» взгляд – уже огромная проблема. Странно, что учителя, взрослые люди, со своим багажом мудрости, как сами говорят, позволяют себе такое по отношению к такому же человеку, как и они. Бывают и обратные ситуации, в которых обидчики – ученики, а жертвы – учителя. Человек только закончил обучение в институте и идет работать в школу, в которой ему попадается не самый прилежный класс. Дети не слушаются, шумят и грубят. Естественно, с таким давлением от 30 человек не справится еще молодой и незакаленный учитель. Он начнет переживать, а возможно, даже уволится.

Между преподавателями и учениками должна быть граница, никто не должен переходить на личности.
В случае с буллингом от родственников вряд ли можно что-то сделать до 18 лет, как и с преподавателями. Все они сформированы как личности и не смогут измениться. Не смогут изменить свое токсичное отношение к другому человеку. Единственный вариант – пропускать мимо ушей то, что говорят в твою сторону обидчики. Понять, что проблема не в тебе, а в них. Это сложно, но только так можно не сломаться под их давлением. Также обидчиками могут стать псевдодрузья или ребята, с которыми вы занимаетесь в одной организации. В такой ситуации нужно как можно быстрее прекратить общение с такими людьми, а возможно, и уйти из организации или секции. Мест, в которых ты можешь найти единомышленников, много, а жизнь у нас одна. Пока ты терпишь плохое отношение к тебе, время продолжает идти, а его у нас не так уж и много. Важно выбирать себе правильное окружение. Некоторые люди очень токсичны, они могут общаться с теми, кого тяжело словесно задеть, и с теми, для кого важны поступки. Но ранимый человек не сможет терпеть постоянные подколы и шутки в свой адрес, несмотря ни на какие поступки.

request_icon Тимофей, ученик 4‑го класса, Петрозаводск:

Нужно просто подружиться

У нас в классе двое ребят обижают одного М… Называют тупым, очкариком, могут ударить в живот. Просто интересно им. Он их тоже обзывает. Бегает за ними, они убегают. Они сильнее его, но меня не обижают. Я ему говорю держаться около учителя. Вообще учитель должен контролировать ситуацию. Всегда. А ребенок должен честно говорить родителям. И все вместе могут помочь. Но если жаловаться родителям, то потом еще сильнее побьют. Поэтому многие боятся рассказывать. Вот я смотрел фильм «Рожденный стать королем». Там друга сына короля обижали. Еще мультик «Ну, погоди!». Там волк зайца слабого обижает. Или про кота Леопольда. Там мыши обижали кота. В школе, думаю, могут помочь друзья, учитель, психолог. А вообще ребятам из моего класса, например, просто нужно подружиться!

request_icon Егор КАШИН, ученик 10‑го класса лицея, Нижний Новгород:

Не станем вести себя, как дикари

Лично я сталкивался с буллингом лишь в начальной школе. Был у нас мальчик, которого не принимали в коллектив и старались толкнуть или как-то обидеть. Это было очень заметно, наша учительница старалась пресекать такие фокусы, но мальчишки все равно при любом удобном случае исподтишка старались сделать ему неприятно. В конце концов мальчика перевели в другую школу. В средних классах у нас ничего подобного не было. Учителя, а особенно классный руководитель, очень внимательно отслеживали климат в классе, чтобы при малейшем подозрении на буллинг загасить его на начальной стадии. Но у нас лицей и все несколько иначе, чем в других школах. У нас и дети из более хороших семей учатся, где родители объясняют с самых ранних лет, что является достойным поведением, а что – недостойным. И учителя внимательные в большинстве, неравнодушные, психолог с нами часто работает. Все это дает результаты, на мой взгляд. Сейчас мы уже взрослые, все понимаем, сами не станем вести себя, как дикари: толпой набрасываться на слабого или играть на чьих-то слабостях или физических недостатках. Мы понимаем, что такое поведение умного человека не красит. Но, к сожалению, не все молодые люди и подростки это понимают. Есть очень большая масса молодежи, которая находит удовольствие в том, чтобы издеваться над другими.

Из соцсетей и от друзей, с которыми общаюсь летом на даче, я знаю, что буллинг – очень большая проблема для многих школ, что почти везде есть жертвы буллинга, что учителя не очень озабочены тем, что в их классах есть прямо-таки настоящие банды, доводящие своих жертв до отчаяния. Даже если знают и в душе сочувствуют, то каких-то решительных действий не предпринимают. Книг про буллинг я не знаю, но есть хороший сериал про подростков, называется он именем небольшого американского городка. Там как раз говорится о том, как организован буллинг, по каким законам развивается и при каких условиях процветает. Советую всем, кого тема волнует или кто с ней как-то связан, посмотреть этот сериал. Там можно на эту проблему посмотреть со стороны. Как это ужасно выглядит.

request_icon Аркадий НЕЧАЕВ, ученик 10‑го класса школы райцентра, Нижегородская область:

Был скандал на всю школу

У нас года три назад в классе появился новый ученик. Не помню, откуда приехали его родители, точно из Таджикистана или Киргизии – из Средней Азии. Он отличался от нас и внешне, и говорил плохо по-русски. Я к нему относился нейтрально. Понятно же, что он не может стать таким, как весь класс. Даже если язык освоит, внешне не станет, как мы. Но в нашем классе были несколько человек, которые ему прохода не давали, издевались, старались сделать его жизнь невыносимой. И сделали. Помню, был скандал на всю школу. Нас всех вызывали к директору по одному, с каждым разговаривали. Но мне было нечего скрывать. Я честно сказал, что ничего плохого ему не делаю, но вижу, что некоторые одноклассники не могут учиться с ним вместе и что лучше его перевести из класса, потому что они не успокоятся. И через некоторое время родители его забрали. Даже не знаю, учился ли он где-то, а может, его стали обучать отдельно, на домашнем. В общем-то, ситуация была некрасивая, вспоминать мне о ней неприятно. Я знаю, что буллинг – это проблема в любом обществе, что и на Западе, и в Америке она существует. И нужно, наверное, ее как-то решать. Не по факту, как было у нас, а профилактически. Чтобы не было условий для буллинга. И в армии такое тоже есть. Я рад, что меня, скорее всего, эта тема не коснется. Ко мне большинство сверстников относятся с уважением.

request_icon Валерий НИКИТИН, ученик 9‑го класса лицея, Нижний Новгород:

Приятели вступятся

В нашем лицее буллинга нет. Не было его и в школе, которую я посещал до лицея. Но я знаю о проблеме из соцсетей и от знакомых, которые учатся в других школах.И из фильмов, которые иногда смотрю. Я понимаю, что есть дети, которых дома часто ругают и бьют, по­этому они вымещают свою злость и обиду на других, как правило, тех, кто слабее и не может ответить. Таких активных, злостных «травильщиков» немного, но если остальные не вмешиваются и позволяют им издеваться над жертвой, то травля становится как бы коллективной. Жертву клюют на глазах у всех, а большинство молчит и мирится с таким положением дел. Выглядит это предательством. Поэтому очень важно уметь защитить себя. Не только физически. Драться не всякий может, к тому же если несколько человек на одного, то и спортсмен не справится. Очень важно быть защищенным друзьями. Если у тебя есть хотя бы один верный друг в классе, а лучше два, то ты не станешь жертвой буллинга. С тобой трудно будет справиться, поскольку ты не один. За тебя обязательно вступятся. Плохо, если школьника некому защитить, кроме учителей и родителей. Если он жалуется родным, то обычно становится еще хуже, травят еще жестче. И тогда остается один выход – менять школу или класс. Мне кажется, над этим можно работать. Я давно смотрел фильм на эту тему и, к сожалению, не помню название. Помню, что меня он поразил, я увидел, как это страшно для всех участников буллинга. Даже для его свидетелей. Я тогда рассказал о фильме маме, она мне на это поведала свою историю из школьной жизни. У них тоже был мальчик, которого жестко травили, доводили до слез. И мама всегда пыталась его защищать, открыто возмущалась поведением одноклассников и старалась пресекать ситуации буллинга. Но учителей это мало волновало, по ее словам, и у нее было мало возможностей для защиты. Она призналась, что это ее самые плохие воспоминания о школе и она очень рада, что в нашем лицее нет ничего подобного.

request_icon Виктор А., ученик 11‑го класса, Санкт-Петербург:

Я часто плакал

Кто из нас в детстве не сталкивался с таким явлением, как травля в школе? Наверное, таких нет. Почему это происходит? Мне кажется, для кого-то возможность отыгрываться на ком-то – это способ самоутверждения. Но почему человек самоутверждается таким образом? Наверное, у него проблемы в семье, где его либо часто и жестоко наказывают, либо, наоборот, гладят по головке и он мнит себя царем, то есть может делать все, что хочет. Я тоже прошел через это. Мне действительно было когда-то очень обидно, когда меня обзывали и оскорбляли. Я часто плакал. Как известно, физическое унижение не так болезненно, как психологическое. Помню, что мне помогали учителя, хотя сам я к ним за помощью не обращался. Я чувствовал в них поддержку и защиту.Учитель – это человек, который должен уметь находить общий язык с детьми. Позже я научился не обращать внимания на обидные высказывания, привык к прозвищам, пусть и не всегда приятным, а иногда и откровенно неприятным. Время лечит. Подростковый переходный возраст не зря называют самым тяжелым и опасным жизненным периодом. Пережил его – уже герой. Я заметил, что наиболее сильно травля идет в 5‑6‑х классах (11‑12 лет), в начальной школе проявляется не так сильно, хотя тоже присутствует, а после 12 лет начинает постепенно ослабевать, хотя у каждого все индивидуально. Например, мой приятель только в конце 8‑го класса вошел в этот возраст и начал всех, в том числе и меня, доставать. Хорошо, что это у него длилось всего несколько месяцев и быстро прошло. Впрочем, белым и пушистым не был и я. Я тоже любил играть с одноклассниками, но игры эти иногда были жесткими, даже жестокими. Иногда я этого не понимал, но иногда же делал это осознанно.

Конечно, главными помощниками и спасителями для жертв травли являются родители, которые пожалеют, все правильно расскажут и объяснят своему ребенку, что дети, которые издеваются над другими, на самом деле делают это не от хорошей жизни. Это если мы берем нормальную, адекватную семью. Про роль учителей я упомянул выше. Также спасают интересы и любимые увлечения. Общение с животными очень помогает.
Также могут помочь друзья, если они есть. Но, как правило, если это сверстники, им не хватает опыта. Они могут просто шутками поднять тебе настроение. Еще я увлекался (да и сейчас увлекаюсь) фильмами, мультфильмами, музыкой, песнями. Раньше активно читал книги, рисовал, писал стихи. Это все тоже помогает отвлечься от дурных мыслей. Кстати, в хороших фильмах, книгах и песнях ты тоже можешь найти ответы на многие вопросы и понять, как тебе поступить в сложной жизненной ситуации. Травить учеников могут не только сверстники, но и учителя. Например, у нас была учительница химии, ставившая двойки всем подряд и, по-моему, отдельно невзлюбившая меня.

request_icon Арсений, ученик 8‑го класса, Петрозаводск:

Мама не заботилась о сыне

У нас в классе ребята делятся на группки, контактируют между собой по интересам. Есть те, кто любит гулять, другие общаются в соцсетях. Про буллинг слышал, но это не про наш класс. Дружным я его не назову, но и редко случается, чтобы происходили разборки, особенно чтобы одного кого-то обижали, приставали. Мне кажется, что так разбираются только ребята более младшего возраста, а старшим это уже не нужно. Правда, был у нас случай, когда одноклассник задирал абсолютно всех в классе, назначал встречи за гаражами, организовывал вечеринки и встречи со спиртным, в школу приходил с энергетиком. С ним работали все учителя – и классная, и соцпедагог, и завучи. В школу приходили его мама, бабушка, все вроде бы пытались как-то это пережить, но ничего толком не вышло. В этом году мы последнюю четверть не учились, так что не знаю, увидимся ли мы в восьмом классе или все-таки его переведут в другую школу. Сам одноклассник рассказывал, что до этого он учился в двух разных школах, но из обеих ему рекомендовали перей­ти… Мне его было жалко, вроде бы все вокруг него крутятся, но никому он не нужен. Наверное, поэтому он так и задирал всех, хотел обратить на себя внимание. Было ощущение, что у него нет мамы, но она же приходила в школу… Просто она не заботилась о сыне. И это самое грустное.

request_icon Алена К., ученица 9‑го класса, Воронежская область:

Дразнят за внешность

У меня прыщи на коже, на лице их особенно много, и я очень от этого мучаюсь. И в школе меня замучили из-за моего недостатка, один одноклас­сник даже специально громко закричал, чтобы весь класс слышал, что он не будет «с этой прыщавой сидеть за одной партой». Мне так обидно стало, прямо до слез, так хотелось зареветь! Но я сдержалась. И с тех пор вырабатываю характер: когда мне говорят гадости, я изо всех сил стараюсь не рыдать, а смотреть на обидчика свысока, даже улыбаться ему. Но теперь я знаю, что в жизни очень много злых людей. Злых и глупых. Им надо уметь сопротивляться.

Буллинг, к сожалению, был и остается огромной проблемой. И получить подобный опыт никому не пожелаешь. Тем более печально, что многие столкнулись с травлей в детстве. Прямо сейчас подростки по всему миру подвергаются травле со стороны своих сверстников.

Как разобраться с обидчиками? Что делать, чтобы это прекратилось?

НИЖЕ несколько ПИСЕМ РЕБЯТ о том, как они смогли остановить травлю .

КОНСУЛЬТАЦИЯ -

СОВЕТ ЖЕРТВЕ

БУЛЛИНГА

 

 Не призываем рассматривать этот список как руководство к действию — многие описанные способы весьма сомнительны. Но они показывают, в каком отчаянии могут находиться люди, когда над ними систематически издеваются.

Кто-то отказался быть игрушкой для своих обидчиков

Многие из тех, кто поучаствовал в опросе, говорили о мотивации задир. Общий вывод был таков: хулиганы издеваются над другими детьми для забавы. Поэтому нельзя учить ребенка огрызаться в ответ. Немало задир повеселились, слушая, как напуганный ребенок пытается повторить все те неловкие ругательства, которым его накануне научила мама.

 Когда я была маленькой, была одна девочка, к которой ужасно приставали. Она не была уродиной, одевалась, как все, и не было никакой очевидной причины для буллинга. Но ее реакция на подколки была настолько обнадеживающей, что было просто невозможно не попытаться уколоть ее. Она не огорчалась (по крайней мере, по ней было не заметно), а пыталась дерзить в ответ. Но это были какие-то вымученные, неловкие попытки.

 

 Вместо того чтобы пытаться ругаться лучше вашего обидчика, используйте различные варианты более нейтральной реакции на насмешки и оскорбления.

Я бы посоветовал смеяться над ними. Всякий раз, когда мои обидчики пытались что-то сделать, независимо от того, насколько это раздражало или причиняло боль, я просто смеялся над ними. Я говорил им что-то вроде: «Хорошая попытка! Вы становитесь более креативными. А если серьезно, вы здесь не получите то, чего хотите. Может, с кем-то еще сработает».

А затем УХОДИТЕ. Просто уходите, не позволяя вовлечь себя в спор или ссору. Это будет значить, что последнее слово осталось за вами, а булли это ненавидят.

Bassbeast

 

«Некоторые люди просто жестоки»: два десятка фактов о травле, о которых обычно никто не говорит

 

 Когда наш сын был в пятом классе, над ним пытались словесно издеваться. Мы научили его в ответ на оскорбления закатывать глаза и говорить: «Ну, круто, че». От него отстали меньше, чем за неделю.

Анна Р.

 Прикидывайтесь дурачком. Ведите себя так, будто вы не понимаете, что они там говорят, и относитесь к ним снисходительно. «Хм? Я прослушал. Не могли бы вы повторить это еще раз? Так, о чем вы? '' Заставьте их повторять это снова и снова с объяснениями. Они расстраиваются и выглядят как придурки, объясняя шутку. Или они выглядят как козлы, потому что к кому-то придираются.

Алекс П.

Кто-то принял правила игры

Сэм Р. написал такой комментарий: «Вы не сможете остановить буллинг в школе. Все, что вы можете сделать, это убедиться, что его цель — не вы. Задиры преследуют слабых, бедных или странно выглядящих. Это отстойно, но игра есть игра».

Что же он советует? «Одевайтесь аккуратно. Мойтесь. Запишитесь в спортивную команду. Соответствуйте. Наконец (и это самое жестокое) не тусуйтесь с другими неудачниками, над которыми издеваются. Вы попадаете в одну кучу по ассоциации».

Другие читатели отмечали, что дети часто не могут не быть бедными, странными или нестандартными.

 

«Был бы человек, причина не нужна»: пользователи Твиттера обсудили, за что их травили в школе:

Кто-то не отсвечивал

Избежать издевательств можно, если быть невидимкой — ничем не примечательным, нигде не высовывающимся, ничего особенного не делающим. Но Руслан делал это не специально. «Я был настолько нелюдимым, что избегал внимания просто потому, что не выставлял себя напоказ. Я не состоял ни в каких клубах или организациях, я никогда не пробовал заниматься спортом и редко пытался подружиться с кем-либо самостоятельно. После школы я шел домой и играл в компьютерные игры, пока не приходил отец и не заставлял меня делать уроки. Я был по-своему счастлив и делал это не для того, чтобы избежать хулиганов, насмешек или чего-то подобного. Но, вероятно, это сработало и как защита от буллинга», — признался он.

А кто-то дрался

Добро должно быть с кулаками и все такое. Многие рассказывали, как остановили травлю с помощью хорошей драки, но предупреждали, что это должно быть последним средством.  «Немного потренируйтесь, а затем вызовите их на бой. Даже если вы проиграете — они будут знать, что тут им готовы дать отпор. Это может помочь остановить издевательства», — написал Андрей Е.

Марина написала: «Если драться в ответ — это может помочь. Я сказала дочери, что если кто-то начнет драку, я хочу, чтобы она ее закончила. Ее дедушка показал ей навыки рукопашного боя, которым он обучал юношей в учебном лагере. Я бы хотела, чтобы очаровательной маленькой девочке не приходилось драться, но, похоже, ей пришлось».

 

Бей или молчи: стоит ли давать сдачи?

 

Дмитрий считает, что ребенку, которого травят, даже не нужно побеждать в драке. «Я был ребенком, которого травили. И вот что сработало в моем случае: давать сдачи. Даже если вас побьют, все равно. Хулиганы всегда выбирают легкую цель. Он меня толкнул, я дал ему по лицу, он, возможно, врезал мне еще сильнее в ответ… Но в следующий раз он будет искать кого-то, кто не будет сопротивляться. Во многих случаях вас начинают даже уважать. Если не начнут — они попробуют зайти дальше. И в этом случае не помешает научиться получше драться», — написал Karaam A. King.

Еще один распространенный совет от тех, кто давал сдачи, — идти до конца.

«Бейте по яйцам, пытайтесь выцарапать глаза и вцепиться в глотку, выворачивайте руки, пока хулиган не заорет. Если он упал — пинайте его ногами изо всех сил. Пусть заводилы знают, что вы не побрезгуете грязными приемами. С вами больше не захотят связываться», — советует Алекс.

Похоже, что у Alex было тяжелое детство, и хорошо, если в процессе его (или ее) взросления обидчики остались хотя бы живы.

И слишком у многих бездействовали родители

Количество советов по противодействию злу насилием действительно зашкаливает, потому что к этому часто призывают родители. Они не хотят вмешиваться, потому что ребенок должен сам учиться разрешать конфликты (нет, не должен), потому что не хотят беспокоиться или потому, что не понимают серьезность ситуации.

Один из комментаторов написал, что хуже самого буллинга может быть только то, что родители не принимают вас всерьез, когда вы об этом говорите. Так что, родители, верьте своим детям.

 

«Дети не должны и не могут сами с этим справиться». Эксперты рассказали, как помочь детям справиться с травлей

 

Иван пишет: «Пока я не стал взрослым, мои родители не понимали, насколько травматичным и ужасным был для меня опыт обучения в начальной школе. На меня просто кричали, чтобы я брал палки, камни и давал сдачи. Когда я вырос, у меня было несколько достаточно жестких споров с родителями по поводу их бездействия и легкомысленного отношения к той ситуации. Скажите своему ребенку: „Я тебе верю, это и правда ужасно“. И расскажите, как вы пытаетесь решить проблему прямо сейчас. Можно прожить целую жизнь, беспокоясь и злясь из-за бездействия родителей в такой тяжелой ситуации. Не допускайте этого».

А вообще мы написали выше о том, что это сомнительные советы,

и знаете, почему?

Потому что бороться с буллингом должны не дети, которые от него страдают, а взрослые, причем на самых разных уровнях. С ситуацией нужно разбираться системноучителя и родители должны обращать на буллинг внимание и вмешиваться. А если вы с ужасом узнали, что ваш ребенок стал зачинщиком травли, значит, ему тоже нужна помощь и поддержка.